Узия (Уззия) Библейская Энциклопедия Брокгауза

Узия (Уззия) («Господь есть сила»):

1) левит из рода Каафа (1-я Паралипоменон 6:24);

2) Уззия-аштерофянин, один их храбрых у Давида (1-я Паралипоменон 11:44);

3) Уззия – отец Ионафана, одного из управляющих гос. запасами при Давиде (1-я Паралипоменон 27:25);

4) Озия – сын царя Амасии и иуд. царь в 787–736 гг. до Р.Х. Его называют также Азарией. В 792–791 гг. до Р.Х., после того как Амасия потерпел поражение в борьбе против израил. царя Иоаса (4-я Царств 14:21), Азария стал соправителем своего отца. Азария упоминается в 4-я Царств 14 и 4-я Царств 15:1; 1-я Паралипоменон 3:12; Озия – в 2-я Паралипоменон 26:1; Исаия 1:1; Исаия 6:1; Исаия 7:1; Осия 1:1; Амос 1:1; Захария 14:5; оба эти имени названы в 4-я Царств 15. В целом Озия делал угодное в очах Господа, и его правление означало для Иудейского царства период внешнего расцвета. Он проявлял послушание Богу, пока был жив Захария, учивший его страху Божьему (2-я Паралипоменон 26:5), и до тех пор, пока он искал Бога, Бог благословлял его удачей. Он расширил Иудейское царство на запад и юг, покорил филистимлян (2-я Паралипоменон 26:6), победил аравитян и меунитян (2-я Паралипоменон 26:7), вернул Елаф, после того как умер Амасия (2-я Паралипоменон 26:2; 4-я Царств 14:22). Озия получал дань и с аммонитян (2-я Паралипоменон 26:8). Он построил башни и колодцы в пустыне (2-я Паралипоменон 26:10), обеспечив тем самым заселение засушливых земель Негевы и увеличив ее сельскохозяйств. угодья (ср. 2-я Паралипоменон 26:8). Он укрепил оборонительные сооружения Иерусалима (2-я Паралипоменон 26:9), реорганизовал войско и оснастил его самым совр. оружием (2-я Паралипоменон 26:11-15). Осознавая свою власть, Озия, однако, возгордился и захотел принести жертву на жертвеннике курения в святилище. В наказание за это Бог поразил его проказой, и до конца своих дней Озия жил в уединении, а страной правил его сын Иофам (750 г. до Р.Х.: см. 4-я Царств 15:5; 2-я Паралипоменон 26:16-21). После смерти он был похоронен в месте захоронения царей, но, из-за поражения проказой, – не в цар. гробнице. Надпись, сделанная на арам. языке и датируемая новозаветным периодом, гласит: «Здесь помещены останки Озии, Иудейского царя, – не открывать!» Это похоже на перезахоронение, необходимость которого, по всей видимости, была вызвана строит-ными работами в Иерусалиме, осуществлявшимися, вероятно, при Ироде Агриппе II. В Амос 1 и Захария 14:5 упоминается землетрясение, которое произошло в царствование Озии и, по-видимому, вызвало великий страх. Согл. Иосифу Флавию, это произошло в связи с вмешат-вом царя в служение священников;

5) Уззия – отец Афаии из колена Иуды,

жившего в Иерусалиме после возвращения из плена (Неемия 11:4);

6) священник, взявший себе в жены иноплеменницу (1Езд. 10:21).