Увещевание (призыв), увещевать (призывать) Библейская Энциклопедия Брокгауза

Увещевание (призыв), увещевать (призывать) Словом «увещевать» в библ. текстах передается часто встречающийся как в Септуагинте, так и в книгах НЗ греч. глагол паракалейн, который переводится как «призывать», «просить», «утешать», «ободрять» (по мнению Шнивинда, паракалейн обозначает в НЗ «спасение души»). В НЗ это слово употребляется в след. значениях:

1) «призывать к.-л. (приглашать)», «обращаться к к.-л.», «просить к.-л.» Павел увещевает знатнейших из рим. иудеев (Деяния 28:17). Лидия просит Павла и его друзей остаться в ее доме (Деяния 16:15). Друзья Павла увещевают его не подвергать себя опасности (Деяния 19:31). Люди просят Иисуса исцелить больных (От Марка 6:56; От Марка 7:32; От Марка 8:22);

2) «призывать к ч.-л.», «предостерегать от ч.-л.», «(дружески) наставлять к.-л.» (2-е Коринфянам 5:20; К Филиппийцам 4:2; 1-е Тимофею 5:1). В Деяния 15 и Еф. 4содержится У. начать истинное, глубокое изменение жизни. В этой связи У. носит не просто общий душепопечит. характер, но становится элементом личного спасения (ср. 1-е Фессалоникийцам 2:11; 1-е Фессалоникийцам 5 и др.). Ученики Иисуса увещевают своих братьев и сестер быть преданными Богу (К Римлянам 12:1), призывают к молитве (К Римлянам 15:30), бдительности (К Римлянам 16:17), целомудрию (К Титу 2:6). Учение и У. (1-е Тимофею 6:2) – два основных элемента проповеди Евангелия. Если цель учения – давать людям знание и веру, то задача У. – воздействовать на их волю и поступки таким образом, чтобы они преобразовывали свою жизнь. У. – основной элемент проповеди; проповедь и благовествование иногда обозначаются словом «наставление» (Деяния 20 и др.), причем в этом случае следует принимать во внимание весь спектр значений слова паракалейн (см. выше). Наставление имеет своей целью научить людей жить в соотв. с евангельской проповедью, не ограничиваясь лишь передачей содержания Благой Вести. Поэтому ап. Павел призывает своих сотрудников наставлять добросовестных слушателей, а противящихся Слову Божьему обличать (2-е Тимофею 4:2; К Титу 1:9). Такое соединение У. и обличения в попечительстве о душе человека присутствует и в проповеди Иисуса (От Матфея 18:15; см. также К Галатам 6:1). Подобное У. являлось преимущественно обязанностью учителей и широко применялось апостолами (К Римлянам 12:1; 1-е Фессалоникийцам 4:10; 1-е Фессалоникийцам 5:14; 1-е Петра 2:11); позднее оно было поручено их ученикам (1-е Тимофею 4:13; 1-е Тимофею 6:2; 2-е Тимофею 4:2; К Титу 1:9; К Титу 2:6:15), а также заповедано христианам в их взаимоотношениях друг с другом (1-е Фессалоникийцам 5:11). Если верующие не призывают друг друга к освящению, то это опасный признак;

3) «ободрять», «утешать», «вселять мужество» (От Матфея 5:4; Деяния 20:12; 2-е Коринфянам 7:6; 1-е Фессалоникийцам 3:2; 1-е Фессалоникийцам 4 и др.). Здесь слово паракалейн передает Божье милосердие к человеку – немощному и малодушному (2-е Коринфянам 1:4);

4) в тексте оригинала употребляется производное от глагола паракалейн сущ. параклетос («утешитель», «опора»), выступающее как именование Св. Духа в прощальных речах Иисуса в Ев. от Иоанна (От Иоанна 14:16:26; От Иоанна 15:26; От Иоанна 16:7; в 1Ин. 2это слово употреблено в значении «ходатай»).