Тьма Библейская Энциклопедия Брокгауза

Тьма

I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) Т., как и свет, – творение Бога, установившего смену дня и ночи (Бытие 1:2; Иов 26:10; Псалтирь 103:20). Поскольку Т. принадлежит к земным творениям, она столь же хороша, как и свет (Бытие 1:31). До тех пор пока существуют земля, день и ночь, свет и Т. не прекратятся (Бытие 8:22). Но нынешний мир не будет существовать вечно, со временем он уступит место «новому небу и новой земле» (Откровение 21:1), и тогда исчезнут также земные день и ночь (Откровение 21:25), а вместе с ними – солнце и луна. Новую, преображ. землю будут освещать слава Божья и Агнец (Откровение 22:5);

2) ночь и Т. в ВЗ часто олицетворяют страх и беду (Иов 3:4; Иов 20:26; Псалтирь 34:6; Псалтирь 106:10; Псалтирь 111:4; Исаия 5:30; Исаия 8:22; Исаия 58:10; Иеремия 13:16; Плач Иеремии 3:2; Михей 7:8); Сам Бог может в наказание превращать свет в Т. (Исаия 45:7). II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 1) в переносном значении Т. в Библии олицетворяет силы, враждебные Богу, Который в силу Своей святости и совершенства является Светом (1-е Иоанна 1:5). Т. служит символом мира язычников, не знающих Господа и не верующих в Него (Исаия 9:2; Исаия 60:2; От Луки 1:79). Поэтому обращение к живой вере заключается в озарении Божеств. светом (2-е Коринфянам 4:6), в переходе из Т. в свет Господа (К Ефесянам 5:8), в призвании из Т. к свету (1-е Петра 2:9). Кто следует за Христом, светом мира, тот не будет блуждать во Т. (От Иоанна 8:12); кто верует в Него, тот не останется во Т. (От Иоанна 12:46);

2) Т. – это мир греха и безбожия (Исаия 5:20; От Матфея 6:23; От Луки 11:35; От Иоанна 1:5; От Иоанна 3:20; К Римлянам 2:19; 2-е Коринфянам 6:14; К Ефесянам 5:8; 1-е Фессалоникийцам 5:4; 1-е Иоанна 1:6; 1-е Иоанна 2:8). Поэтому грехи – это «дела тьмы» (К Римлянам 13:12; К Ефесянам 6:12). В мире греха властвует сатана, а «духи злобы» представляют «власть тьмы» (От Луки 22:53; Деяния 26:18; К Ефесянам 6:12; К Колоссянам 1:13). Христианин же, будучи сыном света, не принадлежит Т. (1-е Фессалоникийцам 5:4);

3) сатана стремится увлечь человека в мир Т. и удержать его там. Он пытается ввести человека в заблуждение и отвратить его от Бога (Бытие 3:5). Если сатане это удается, то человеч. разум затмевается и притупляется восприятие, и весь человек с его разумом, душой и телом становится темным (От Матфея 6:23);

4) Т. – это еще и место мук и страданий для людей, покинувших царство света, «тьма внешняя» (От Матфея 8:12; От Матфея 22:13; От Матфея 25:30);

5) Т. во время распятия (От Матфея 27:45; От Марка 15:33; От Луки 23:44; ср. Амос 8:9) была знамением того, что Иисус, покинутый всеми, страдал на кресте во искупление земного греха;

6) о египетской Т. Казни египетские.