Трапеза Библейская Энциклопедия Брокгауза

Трапеза

I. В Лк. 14говорится о полуденной и вечерней Т. (в Синод. пер. – «обед» и «ужин»). Нельзя с уверенностью определить, в какое время в Израиле совершалась главная Т.: возможно, это происходило в разное время суток. Многие полагают, что, как правило, она приурочивалась к вечеру, завершая дневные труды (см. От Луки 17:7; 3-я Царств 17:6). Первоначально вкушающие пищу восседали на циновках. Позднее вошло в обычай возлежать возле стола на обложенных подушками скамьях (Есфирь 1:7; Иезекииль 23:41; От Иоанна 21:20). Обычно на столе стояло общее блюдо, в которое обмакивали хлеб (От Матфея 26:23). Перед трапезой мыли руки (От Матфея 15:2). О том, что перед трапезой молились, видно из различных мест Свящ. Писания (1-я Царств 9:13; От Матфея 14:19; От Матфея 15:36; От Матфея 26:26; Деяния 27:35). Благодарств. молитва после трапезы предписана во Второзаконие 8:10.

II. Приходящих на пиршество гостей приветствовали поцелуем (От Луки 7:45). Им приносили воду, чтобы они (или им) омыли руки и ноги (Бытие 18:4; Бытие 19:2; От Луки 7:44; От Иоанна 2:6), иногда их также умащивали благовониями (От Иоанна 12:3). Самый знатный гость занимал почетное место (1-я Царств 9:22); об этом особенно заботились жадные до почестей фарисеи, за что Иисус и порицал их (От Луки 14:7-11). В знак почтения гостю могла быть подана большая, чем обычно, порция (1-я Царств 9:24). Когда пиршества устраивались во дворе дома, особый блеск празднеству придавали музыка (Исаия 5:12), пение (2-я Царств 19:35), танцы (От Матфея 14:6; От Луки 15:25) и шутки (Книга Судей 14:12). Во время больших праздников состоят. хозяева, очевидно, препоручали руководство застольем особому распорядителю пира (см. От Иоанна 2:8).

III. Как патриархи, так и израильтяне до их поселения в Палестине питались гл. образом хлебом и продуктами животноводства (Бытие 18:6-8; Книга Судей 5:25), традиционной пищей кочевников. Переход к оседлой жизни в Палестине позволил разнообразить питание за счет овощей и фруктов, которые давали сады, огороды и виноградники. Это была чечевица, огурцы, бобы (2-я Царств 17:28), гранаты, смоквы, маслины, сладкие и сухие вина (Числа 13:24; Числа 20:5; От Матфея 7:16). кроме того, израильтяне употребляли в пищу рыбу, птицу, яйца, дикий мед, а также некоторые виды саранчи (акриды) (1-я Царств 9:23:24; Неемия 13:16; От Матфея 4:18; От Марка 1:6; От Луки 11:12). Наряду со скромной трапезой, состоявшей из хлеба и чечевицы (Бытие 25:34) или хлеба и вина (Бытие 14:18), в ВЗ упоминается трапеза из большего числа блюд на столах богачей, причем здесь важное место занимают мясные блюда (3-я Царств 4:22:23; Неемия 5:18). Еда, пища, есть, вкушать Напиток; см. также статьи, относящиеся к упомянутым здесь названиям продуктов.

IV. Т. в значении «общий стол», вокруг которого семья собиралась вместе, осознавая свою общность (Псалтирь 127:3). Приготовить к.-л. Т. означало принять его в сообщество, взять под свое покровит-во (Псалтирь 22:5). Богослужение (III,3). «Трапеза Господня» в Малахия 1:7:12 означает жертвенник; по поводу текста 1-е Коринфянам 10 Вечеря Господня.