Тимофей Библейская Энциклопедия Брокгауза

Тимофей («чти Бога!»), один из верных сотрудников Павла. Т. выполнял многие ответств. поручения апостола. Он родился в Листре Ликаонской. Отец Т. был греком, а мать – еврейкой. В юности Т. был наставлен в Свящ. Писании матерью Евникой и бабкой Лоидой (2-е Тимофею 1:5; 2-е Тимофею 3:15), а впоследствии, вероятно, духовно сформировался под влиянием Павла, с которым впервые встретился в Листре во время второго миссионерского путешествия апостола (Деяния 16:1). По воззрениям иудеев, Т., как сын иудейки, подлежал обрезанию. Павел, желая взять Т. с собой в путешествие в качестве спутника и соратника, подверг его обрезанию, чтобы избежать нападок со стороны иудеев (Деяния 16:3). Павел, Сила и Т. отправились через Малую Азию в Македонию. Когда апостол направился в Афины, он оставил Т. и Силу в Македонии (Деяния 17:14). После встречи апостола и его помощников в Афинах (Деяния 18:5), Т. был направлен в Фессалонику (1-е Фессалоникийцам 3:1), после чего он вернулся к Павлу в Коринф с радостными вестями «о вере и любви» фессалоникийцев (1-е Фессалоникийцам 3:6). В Коринфе Т. проповедовал Евангелие вместе с Павлом (2-е Коринфянам 1:19). Т. упоминается в начале первого и второго посланий к фессалоникийцам. Он сопровождал Павла и во время его третьего миссионерского путешествия, а когда апостол написал из Эфеса Первое послание к Коринфянам, Т. – вероятно, по более длинному пути, чем тот, по которому шло письмо – добирался в Коринф (1-е Коринфянам 4:17; 1-е Коринфянам 16:10; ср. Деяния 19:22). Неизвестно, добрался ли он туда, во всяком случае, о результатах его деятельности там ничего не известно. Из 2-е Коринфянам 1:1 видно, что Т. вновь находился с Павлом. В Деяния 20:4 Т. назван среди тех, кто сопровождал апостола на обратном пути в Иерусалим, но, вероятно, туда он не прибыл. Возможно, что он остался в Эфесе, где позднее трудился по поручению Павла (1-е Тимофею 1:3). Т. не было с апостолом, когда тот был арестован и отправлен в Рим (Деяния 27:2), но позднее он находился вместе с Павлом в Риме, как это следует из К Колоссянам 1:1; К Филимону 1(а отчасти и из К Филиппийцам 1:1; К Филиппийцам 2:19). О жизненном пути Павла после его первого рим. заточения известно мало, поэтому и путь Т. в этот период проследить невозможно. Когда Павел писал свое Первое послание к Тимофею, он был на свободе, но Т. с ним не было – он либо еще оставался в Эфесе, либо был вновь туда послан (1-е Тимофею 1:3), чтобы противодействовать лжеучителям. Это, видимо, нелегко давалось еще молодому человеку, каким был Т. (1-е Тимофею 4:12). Позднее, когда Павел писал ему из своего второго заключения в Риме, Т., по-видимому, еще находился в Эфесе. Затем он был призван апостолом в (К Римлянам 4:9:21). Из Второго послания к Тимофею видно, что Павел высоко ценил Т. и испытывал потребность в общении с ним. Именно ему послал он свое завещание. Сообщение о заточении и освобождении Т. в Евр. 13стоит особняком. Где и когда Т. был арестован, как произошло его освобождение, неизвестно. Служение Т. было служением благовестника (2-е Тимофею 4:5), поэтому он посещал разные города. На это служение он был призван «по пророчеству» (1-е Тимофею 1:18; 1-е Тимофею 4:14) и специально для него принял особый дар Божий через возложение рук Павла и пресвитеров (1-е Тимофею 4:14; 2-е Тимофею 1– см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Послания к Тимофею.