Терпение, терпеливый Библейская Энциклопедия Брокгауза

Терпение, терпеливый

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

В греч. тексте понятие «терпение» передается разными словами: макротюмиа означает Божье великодушие и долготерпение, анохе – упорство людей в следовании за Богом, их стойкость в перенесении бед [греч. гюпомоне]. II. БОЖИЕ ТЕРПЕНИЕ 1) Божие отношение к людям определяется Т. Еще в ВЗ говорится, что Бог «медлен на гнев». Божье долготерпение (Исход 34:6; Числа 14:18; Неемия 9:17; Псалтирь 102:8; Псалтирь 144:8; Иоиль 2:13; Наум 1 и др.) в полной мере осмысливается лишь в НЗ (К Римлянам 2:4; 2-е Петра 3:9). Господь терпелив (От Матфея 18:25), Он «с великим долготерпением щадил сосуды гнева... дабы вместе явить богаство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (К Римлянам 9:22:23);

2) своей вершины Божье Т. достигает в Иисусе Христе (1-е Тимофею 1:16). Т. Бога объясняется Его желанием спасти всех людей (1-е Тимофею 2:4; 2-е Петра 3:9). Но и оно имеет свой предел – «день ... праведного суда от Бога» (К Римлянам 2:5; 2-е Петра 3:9). Время, остающееся до того момента, когда на людей обрушится Божий гнев (К Ефесянам 5:6; Откровение 6:16), нельзя назвать временем «промедления» Господа с исполнением обетований (2-е Петра 3:9:15), оно является временем милости и долготерпения. Если человек не принимает Божьего правосудия, предоставленного даже тем, кто жил до прихода Иисуса Христа (1-е Петра 3:20), то он «сам себе собирает гнев на день гнева» (К Римлянам 2:5; К Колоссянам 3:6; 2-е Петра 3:10), ибо Божье Т. заканчивается.III. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕРПЕНИЕ

В НЗ верующим приходится проявлять Т., укрепляться во всяком Т. и великодушии (К Колоссянам 1:11), в кротости и долготерпении (К Колоссянам 3:12). Церковь Христова, подобно своему Господу (От Матфея 10:24), страдает от гонителей и противников. Это подтверждается четко просматриваемой в НЗ связью Т. со скорбью (К Римлянам 5:3), искушением (Иакова 1:2-4), страданиями (2-е Коринфянам 1:6), нуждами, бедствиями (2-е Коринфянам 6:4), гонениями (2-е Фессалоникийцам 1:4). Т. необходимо для совершенствования Церкви (2-е Фессалоникийцам 1:5; ср. К Филиппийцам 1:28), для свидетельства Христова в этом мире (2-е Коринфянам 6:4; К Филиппийцам 1:29). Призванная к Т. (1-е Тимофею 6:11; 2-е Тимофею 3:10; Иакова 1:4), Церковь взирает на Того, Кто Сам выдержал все страдания и гонения, Кто терпел на кресте, на «Бога терпения и утешения» (К Римлянам 15:5). Это Т. – не безвольное подчинение обстоят-вам, а соучастие в осуществлении Божьей воли и деятельное ожидание победы Господа, все преодолевающего и дающего силу преодоления Своим чадам (К Римлянам 8:37). Т. – это плод веры (Иакова 1:3), это дар Господа, как говорит Его Слово (К Римлянам 15:4; Откровение 3:10). Через Т. возрастают радость христианина, его надежда и опыт (К Римлянам 5:4; К Римлянам 15:4; К Колоссянам 1:11). Верность и Т. – это залог грядущего спасения, обретения венца жизни (От Луки 21:19; К Евреям 10:36; Откровение 2:10).