Тело Библейская Энциклопедия Брокгауза

Тело

I. Т. – это обиталище земной жизни (2-е Коринфянам 5:6:8; К Евреям 13:3; ср. Левит 17:11). Т. часто отождествляется с плотью; напр. в Псалтирь 37:4:8 («нет целого места в плоти моей», т.е. болит все мое тело). Но под плотью чаще всего подразумевается живая субстанция, живой материал, в то время как Т. – это чудотворный организм, в котором обитают душа и дух. В евр. и греч. текстах встречается множество выражений, которые обычно переводятся словом «Т.».

II. Человеч. Т. – свидетельство мудрости и могущества Бога Творца (Бытие 1:26:27; Бытие 2:18-25; Псалтирь 138:13-15). Чудесна связь Т., души и духа, образующих абсолютное единство и совокупно освящаемых Богом (1-е Фессалоникийцам 5:23; ср. также Псалтирь 38:4; Псалтирь 72:26; От Матфея 6:25; 1-е Коринфянам 5:3; 1-е Коринфянам 7:34; Иакова 2:26). В Библии, в отличие от свящ. книг языч. религий и сочинений древних философов, нет ни одного пренебрежит. слова о Т. Если Платон называет Т. «темницей души», то в Рим. 8говорится о будущем «усыновлении, искуплении тела нашего». Десять заповедей явл. прямым свидетельством того, что Бог желает защитить и сохранить человеч. Т. (Исход 20:1-17). Соблюдающему заповеди обещано продление его земной жизни (Исход 20:12). Высшим проявлением совершенства человеч. Т. стало воплощение Иисуса Христа (От Иоанна 1:14). Иисус – это Божий дар человечеству, Он устранял телесные недуги, исцелял немощных и воскрешал мертвых. С тех пор как Бог в Иисусе явился во плоти (1-е Тимофею 3:16), Т. верующих представляют собой храм Св. Духа (1-е Коринфянам 6:19:20).

III. Библия не умалчивает о том, как сильно страдает человеч. Т. после грехопадения, нарушившего Божеств. мироустройство. Смерть и разложение Т. – это возмездие за грех (К Римлянам 6:23). Существует тесная взаимосвязь между виной мира и его страданием, между грехом и болезнью, между безбожием и смертью; мы рождены, чтобы испытать это на себе: «Ибо мы исчезаем от гнева Твоего» (Псалтирь 89:7; ср. Псалтирь 37:4). В то время как в ВЗ постоянно говорится о бренности человеч. жизни и о смерти (Числа 14:29; Иов 2:7:8; Псалтирь 21:15; Псалтирь 54:5; Исаия 1:5:6), в НЗ указывается на то, что именно в телесных страданиях явлена Божья сила (2-е Коринфянам 4:10; К Галатам 6:17; К Филиппийцам 1:20). Немощь Т. служит символом земной жизни в целом (2-е Коринфянам 5:1; К Римлянам 8:11); т.к. грех часто овладевает человеком именно через Т., то оно названо «греховным» Т. (К Римлянам 6:6) или «телом смерти» (К Римлянам 7:24). Наряду с этим в Свящ. Писании говорится и о спасении Т. Иисусом Христом (К Филиппийцам 3:21).

IV: 1) библ. понимание Т. распространяется и на отношения между полами. Любовное влечение людей друг к другу даровано им Богом, заповедавшим: «Плодитесь и размножайтесь» (Бытие 1:28), брак (VI) же символизирует отношение Бога к Своему народу. (Ср. Исход 21:10; К Римлянам 4:19; 1-е Тимофею 4:1-5; 1-е Тимофею 5:14, где высказывается положит. отношение к Т. и опровергается ложное мнение о том, что всё телесное негативно;

2) Библия, однако, не скрывает, что не всякие отношения между полами освящены Богом (1-е Коринфянам 7:1-5). Необходимо заботиться о чистоте этих отношений, помня, что любовь между мужчиной и женщиной (как и человек в целом) подверглась искажению в результате грехопадения. Поэтому в Библии звучит предостережение: «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14); «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» (1-е Коринфянам 6:19); «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (К Галатам 5:24). С др. стороны, нельзя забывать, что Иисус милует и тех, кто согрешил в любовном влечении: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (т.е. впереди не готовых к раскаянию, надменных первосвященников и старейшин, От Матфея 21:31; ср. От Иоанна 8:3-11). Брак.

V. Воплотившись (см. выше, п.II), Иисус воспринял и смертную природу человеч. Т. Но, будучи Сам безгрешен, Он пожертвовал Своим Т. ради нас, обрек его на смерть ради нашего спасения (К Римлянам 7:4; К Колоссянам 1:22; 1-е Петра 2:24; К Евреям 2:14:15; К Евреям 10:5). Особым образом об этом говорится в связи с Вечерей Господней (От Матфея 26:26; От Марка 14:22; От Луки 22:19; 1-е Коринфянам 10:16; 1-е Коринфянам 11:24:27:29).

VI. Церковь, через которую воскресший Господь действует в мире, часто образно называют «телом Христа» (К Римлянам 12:5; 1-е Коринфянам 10:17; 1-е Коринфянам 12:12-27; К Ефесянам 1:23; К Ефесянам 2:16; К Ефесянам 4:4:12; К Ефесянам 5:23:30; К Колоссянам 1:18:24; К Колоссянам 2:19; К Колоссянам 3:15). Так ап. Павел выразил живую, неразрывную связь Господа с верующими, проявляющуюся в постоянном воздействии Христа на Церковь, которую Он наполняет Своим Духом и животворит, Главой которой Он является и которая благодаря Ему обретает жизнь. Наряду с этим в образе Т. Христова христианам явлен идеальный образец истинных взаимоотношений между членами Церкви, основанных на общении во Христе; подобно членам одного Т., члены Церкви помогают, поддерживают и дополняют друг друга.

VII. В своей телесности человек также является «образом и подобием Божиим» (Бытие 1:26:27). Но все же «плоть и кровь не могут наследовать Царства Божия» (1-е Коринфянам 15:50); плоть живет лишь на земле, здесь же она и умирает (1-е Петра 1:24). В воскресении же мы обретем новую, небесную, духовную телесность (1-е Коринфянам 15:39), которая позволит нам узреть Бога. Христос, первенец среди воскресших (1-е Коринфянам 15:20), во время Своего Второго пришествия подобным же образом дарует новую жизнь всем тем, кто принадлежит Ему (1-е Коринфянам 15:23; К Филиппийцам 3:21).

VIII. Свидет-вом реальности духовных проявлений можно, вероятно, считать тот факт, что, согласно От Луки 3, От Луки 22, Св. Дух снизошел на Иисуса «в телесном виде», т.е. зримо. Точно так же фразой «в Нем (во Христе) обитает вся полнота Божества телесно» (К Колоссянам 2:9) описывается реальность, которую не следует трактовать образно или философски.

IX. В Откровение 18«телами» названы рабы.