Сын Библейская Энциклопедия Брокгауза

Сын

I 1) рождение С. – это дар Божий, что нередко подчеркивается в Писании (Бытие 17:16; Бытие 21:2; Бытие 30:12-24; Книга Судей 13:2-5; 1-я Царств 1:11; От Луки 1:13-17). Во времена патриархов дети, рожденные от мужа и служанки жены, считались сыновьями жены (Бытие 16:1; Бытие 30:3:6);

2) евр. слово бен, означающее «сын», употребляется и в более широком смысле. Так, напр., им обозначаются: а) потомки вообще: внуки, правнуки, а также более поздние поколения (напр., От Матфея 1:1). Там, где речь идет о длинной череде поколений, нередко говорится о «сынах сынов» (Книга Судей 12:14, 1-я Паралипоменон 8:40 – в Синод. пер. – «сыновья и внуки»; Бытие 45– в Синод. пер. – «сыны сынов»; Исход 10:2; Исход 34:7, в последнем случае в Синод. пер. – «дети детей»); б) люди, составляющие нац., религ., соц., нравств.-этическую или др. общность, напр. «сыны Сиона» (Псалтирь 149:2), «сыны Вавилона» (Иезекииль 23:15), «сыны пророческие» (3-я Царств 20:35; Амос 7:14), «сыны Белиала» (т.е. служащие злому духу Белиалу, – 2-я Царств 7:10, ср. 2-е Коринфянам 6:15, в Синод. пер. – «люди нечестивые»), «сыны смерти» (1-я Царств 26:16, в Синод. пер. – «вы достойны смерти»), «сыны нищеты» (Притчи 31:5, в Синод. пер. – «угнетаемые»); в) детеныши зверей (Псалтирь 146:9, в Синод. пер. – «птенцы воронов») и ветви растений (Бытие 49:22, в Синод. пер. – «отрасль и ветви»);

3) в НЗ С. названы и те, кто благодаря апостольской проповеди пришел к вере (1-е Тимофею 1:2; 1-е Петра 5:13). Ср. также Дети, сыновья, младенцы, чада, I.

II 1) в законе Божьем изложены права и обязанности С. ( Дети, сыновья, младенцы, чада, IV); они должны подчиняться отцу, который, впрочем, не должен злоупотреблять своей властью. «Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери» (Притчи 10:1; ср. Притчи 19:13). Широко распростр. на Ближнем Востоке жертвоприношение первородного С. (4-я Царств 3:27; 4-я Царств 16:3; 4-я Царств 17:31; 4-я Царств 23:10; Михей 6:7) у израильтян было запрещено Законом (Левит 20:1-5; Второзаконие 18:10). Распад семьи, восстание детей против родителей рассматриваются как признаки надвигающейся гибели народа (Михей 7:6; Малахия 4:5:6);

2) важен уклад и порядок жизни С., живущих в доме отца (ср. Бытие 27:1; Бытие 33:1; Бытие 37:1; Бытие 45:1). Любая обида ощущается гораздо острее тогда, когда братья живут в одной семье (Притчи 18:19). Поэтому мир в семье находится в руках С., и его сохранение является их первейшей задачей (Псалтирь 132:1). Среди С. первенец имеет преимущ. положение. Первородство, первородный.

III. Бог тоже Отец и имеет сыновей. В ВЗ весь народ Израиля считается сыном Божьим (Исход 4:22; Осия 11:1). Господь обетовал Давиду потомка (2-я Царств 7:12-16), который особым образом станет Сыном Богу. Это обетование исполнилось в Иисусе Христе, так что НЗ главным образом называет Сыном [греч. гюйос] Божьим Иисуса, а верующих – чадами [греч. текна] Божьими. В иудаизме эпохи «второго храма» не только весь народ Израиля рассматривался как С. Божий, но и отдельный израильтянин, который, будучи потомком Авраама по плоти, наследовал его обетование (ср. К Римлянам 9:4), считался С. Божьим. Иисус же разграничивает усыновление и происхождение по плоти (От Иоанна 8:37:41-44): только тот, кто делает дела Авраама, унаследовав его живую веру, принадлежит к его С. (От Иоанна 8:39), и этих С. Авраама принимает Христос (К Евреям 2:16). Так исполняется Евангельская весть о том, что все, принявшие Христа верою, становятся С. Божьими (От Иоанна 1:12; К Галатам 3:26), а вместе с тем и С. Авраама (От Иоанна 1:29). Чтобы сделать людей С. Божьими, и принял смерть Иисус Христос (От Иоанна 11:51).