Судьи Библейская Энциклопедия Брокгауза

Судьи

I 1) после смерти Иисуса Навина (Иисус Навин 24:29-31; Книга Судей 2:6-10) Израилем «управляли судьи» (Руфь 1:1). Этот кровавый период в истории евр. народа, отмеченный жестокостями (Книга Судей 9) и насилием (Книга Судей 19), продолжался вплоть до избрания в цари Саула (1-я Царств 10:17; 1-я Царств 12). В те времена израильтяне находились под началом своих местных начальников и старейшин (Книга Судей 2:7; Книга Судей 10:18; Книга Судей 11:5-21; 1-я Царств 4:3; 1-я Царств 8:4); централизов. власти не было, и каждый правитель поступал как ему заблагорассудится (Книга Судей 17:6; Книга Судей 18:1; Книга Судей 21:25). Ослабли связи между израил. коленами (ср. Книга Судей 5:15-17), зависть и гордыня завладели душами израильтян (Книга Судей 8:1-3; Книга Судей 12:1-6). Народ был разделен на группы:

1) колена, жившие на вост. берегу Иордана,

2) колена, жившие в сев. и средних областях зап. берега Иордана и

3) колено Иуды на юге, отделенное гаваонитянами и иевусеями от остального народа Израилева. В разных местах еще оставалось прежнее ханаан. население (Книга Судей 1:19:21:27-35; Книга Судей 3:1-6). Раздробленный, не способный сплоченно выступить против внешних врагов, народ Израиля был беззащитен против грабит. набегов и агрессии со стороны соседей. Причиной таких бедствий стало отпадение израильтян от Господа (Книга Судей 2:10-13), непослушание и идолослужение. Наряду с главным местом поклонения – скинией, находившейся в Силоме (Иисус Навин 18:1; 1-я Царств 1:3), израильтяне возводили частные святилища (Книга Судей 17) и святилища отдельных колен (Книга Судей 18:30);

2) история Израиля в эпоху С. характеризуется периодич. повторением похожих друг на друга событий. В наказание за отпадение Господь отдавал израильтян во власть врагов (Книга Судей 2:11-15; Книга Судей 3:7:12-14 и др.) на относит. короткое или более длит. время (Книга Судей 6:1; Книга Судей 13:1), пока они вновь не начинали просить Его о помощи (Книга Судей 3:9:15; Книга Судей 4:3). Тогда Он снисходил к их мольбам и воздвигал им судью, который освобождал Израиль от врагов (Книга Судей 1:18; Книга Судей 3:31) и устанавливал в стране мир (Книга Судей 3:11; Книга Судей 8:28). О повседневной жизни народа в такое мирное время рассказывает Книга Руфь. После смерти очередного судьи вновь происходило отпадение народа от Бога (Книга Судей 3:12; Книга Судей 4:1; Книга Судей 6:1), вспыхивали войны, с новой силой разгорались ссоры между коленами.

II 1) С., которых Господь воздвигал Своему народу (Книга Судей 2:16:18; Книга Судей 3:9:15), были не только воен. предводителями и освободителями от чужеземного господства, обеспечивавшими израил. народу право на жизнь. Их предназначение заключалось также в том, чтобы вершить правосудие (Книга Судей 4:5; 1-я Царств 71-я Царств 8:3), стоять на страже Божьих заповедей (ср. Книга Судей 2:17:19), улаживать споры, устранять несправедливость. Девора, на тот момент, когда она призвала Варака к сражению против Сисары, была судьей (Книга Судей 4:5-7); Самуил, прежде чем выступить в роли судьи, был пророком (1-я Царств 3:20). Илий был первосвященником (1-я Царств 1:9) и не вел войн, так же как, вероятно, Фола, Иаир, Есевон, Елон и Авдон (Книга Судей 10:1-5; Книга Судей 12:8-15). Гедеон (Книга Судей 6:1) и Самсон (Книга Судей 13) были призваны непосредств. Господом, Иеффай был избран народом (Книга Судей 11:11); о Фоле и Иаире сказано, что они «восстали для спасения Израиля» и были С. Израиля (Книга Судей 10:1:3). Только Самуил передал этот пост по наследству своим сыновьям (1-я Царств 8:1-3). О Гофонииле, Гедеоне, Иеффае и Самсоне известно, что перед началом сражений на них снисходил Дух Господень (Книга Судей 3:10; Книга Судей 6:34; Книга Судей 11:29; Книга Судей 13:25);

2) судья действовал по поручению Господа, подобно Моисею и Иисусу Навину. Следует иметь в виду, что власть каждого С. распространялась только на опред. местность и на часть Израил. колен; поэтому одноврем. могли править несколько С. Этим и объясняется то обстоятельство, что годы правления отдельных С. превышают в сумме общую продолжительность эпохи С. Некоторые израильтяне, движимые стремлением к стабильности, пытались учредить в стране цар. власть. Стать царем предлагали еще Гедеону, но он отверг это предложение, указав, что царем Израиля является Сам Господь (Книга Судей 8:22). Самовольное царствование сына Гедеона Авимелеха в Сихеме длилось недолго (Книга Судей 9). В конце же правления С. желание народа получить царя, «как у прочих народов» (1-я Царств 8:5), стало столь сильным, что Самуилу, по велению Господа, пришлось уступить (1-я Царств 8:6-9);

3) должность и полномочия судьи [евр. шофет], которые были шире, чем у старейшин народа, но уже, чем у царя, имеют аналоги у финикийцев. Так, согл. Иосифу Флавию, в Тире ок. 560 г. до Р.Х. в течение многих лет не было царя, но существовал целый ряд С. [финик. шуфетим], один из которых был одновр. священником. Такой же титул [лат. суфетес] носили высшие гос. чиновники в Карфагене. Право (II).