Судить Библейская Энциклопедия Брокгауза

Судить В Библии глагол «С.» имеет несколько значений: «разбирать спорные дела», «выносить приговор», «вершить суд» ( Судьи Право, правосудие), а также «судить о ч.-л. вообще».

I. Бог Сам будет судить Свой народ (Второзаконие 32:36), как и все народы земли (Псалтирь 9:9; Псалтирь 109:6; Михей 4:3). При этом Он будет вершить суд не по делам, а по сокровенному в сердцах (Исаия 11:3; Деяния 17:31; К Римлянам 2:16). Бог судит нелицеприятно (1-е Петра 1:17), Его суд праведен, и это должно утешать ложно обвиняемых и предостерегать виновных (Иов 13:9; Псалтирь 34:24).

II.Суд Один только Бог может судить праведно. НЗ неоднократно предостерегает людей от суда и осуждения других: не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы (От Матфея 7:1; От Луки 6:37). Павел спрашивает судящих, кто они такие, что берутся осуждать других (К Римлянам 2:1; К Римлянам 14:13), чужого раба (К Римлянам 14:4) или своего брата (К Римлянам 14:10). А Иаков разъясняет, что тот, кто судит своего брата, судит Закон (Иакова 4:11), поскольку действует не из любви.

III. По-другому Библия относится к суждению о духовных вещах (1-е Коринфянам 2:13; Деяния 15:1; Апостольский собор) и к рассуждению о пророчествах (1-е Коринфянам 14:29); это не просто допускается, но вменяется Церкви в обязанность. Ей дано повеление судить о грехе «внутренних», т.е. людей, принадлежащих к Церкви (1-е Коринфянам 5:11; 1-е Тимофею 5:20:24). Ибо никто не должен подавать брату повода к преткновению или соблазну (К Римлянам 14:13). А если спор возникнет, то духовные лица должны (под водит-вом Св. Духа) в присутствии обвиняемого (К Галатам 2:11:14; 1-е Тимофею 5:20) и двух-трех свидетелей (2-е Коринфянам 13:1; 1-е Тимофею 5:19) уладить спорный вопрос. В От Матфея 18:15-18 Господь предписывает, как следует поступать с упорствующим грешником. Отказ покаяться может привести его к отлучению от Церкви (1-е Коринфянам 5:13), и даже к преданию сатане (1-е Коринфянам 5:5; 1-е Тимофею 1:20; ср. От Матфея 5:22). Когда внутри Церкви возникает конфликт, следует добиваться взаимного прощения (К Колоссянам 3:13) и восстановления братских отношений. Поэтому жалобы или споры верующих должны решаться внутри Церкви, а не выноситься на языч. суд (1-е Коринфянам 6:1-8). Ап. Павел призывает верующих осуждать свои недостойные поступки: «если бы мы судили сами себя» – и соответственно поступали бы или искали бы прощения, – «то не были бы (более) судимы (Богом)» (1-е Коринфянам 11:31). При этом окончат. приговор всегда остается за Богом (1-е Коринфянам 4:4). Исповедание Увещевание Свет (II,4).