Субботний год (год отпущения) Библейская Энциклопедия Брокгауза

Субботний год (год отпущения)

I. Господь предписал в Законе, чтобы израильтяне обрабатывали свою землю шесть лет подряд, а на седьмой давали ей отдохнуть. Тогда земля должна была праздновать субботу своему Господу, т.е. и земля участвовала в Божьем покое. В этот год пищей израильтянам, их рабам, поденщикам, пришельцам и бедным, скоту и зверям полевым могло служить лишь то, что вырастало само собой, без участия человека (Исход 23:10; Левит 25:1-7). Но для того чтобы возместить отсутствие урожая в С.Г., Господь обетовал в предыдущий, шестой, год необычайно богатый урожай (Левит 25:19-22).

II. В ⇒ праздник Кущей в год отпущения (см. ниже, III) вместо обычно празднуемого благодарения за урожай было предписано читать Закон перед всем народом (Второзаконие 31:9-13).

III. В седьмой (субботний) год израильтянин должен был простить долг своему соотечественнику, но не иноземцу (Второзаконие 15:1-11), в связи с чем этот год называли также годом отпущения (шенат хашемитта, Второзаконие 15:1; Второзаконие 31:10), который, однако, нельзя путать с юбилейным годом (шенат хаййовель). Однако трудно сказать, означало ли «отпущение» отсрочку платежа или его полное прощение. Вероятно, имело место первое, что не исключается и ст. Второзаконие 15:9. Запрет требовать возвращения долга в С.Г. был разумен, поскольку все поля лежали под паром, но на деловой жизни это сказывалось негативно. Поэтому незадолго до прихода Иисуса Христа учитель Закона Гиллель разрешил при заключении договоров делать оговорку, разрешавшую взимать долги в любое время.

IV. Нарушение закона о С.Г. было чревато тем, что земля «удовлетворит себя за субботы свои» годами запустения (Левит 26:34:43), и именно как исполнение этой угрозы было воспринято вавил. пленение (2-я Паралипоменон 36:20:21). Поэтому во времена Неемии особо подчеркивалась обязанность соблюдать субботу (Неемия 10:31). У Иосифа Флавия можно найти целый ряд свидет-в о том, что С.Г. действит. соблюдался начиная со времени Маккавеев и до разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.): 164–163 гг., 38–37 гг. до Р.Х. и 68–69 по Р.Х.