Страх, страшиться Библейская Энциклопедия Брокгауза

Страх, страшиться

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

С. – это тревожное состояние, испытываемое человеком перед лицом реальной или предполагаемой опасности. С. – извечный спутник человеч. существования.

II. СТРАХ В БИБЛИИ

1) в Библии показаны обычные, подобные нам, люди со всеми слабостями и тревогами (ср. Псалтирь 33:5; От Матфея 14:26; От Матфея 28:4; От Иоанна 7:13; Деяния 2:43; 1-е Коринфянам 2:3). Каждый человек имеет основания страшиться враждебных, темных сил (К Ефесянам 6:12) греха, смерти и дьявола;

2) от С. человека может освободить только Тот, Кто могущественнее этих сил, – Иисус. Об этом свидетельствует многократно повторенный Им призыв: «Не бойся!» (напр., От Марка 5:36).

III. СТРАХ БОЖИЙ И ЛЮБОВЬ БОЖЬЯ

1) насколько часто в Библии говорится о даруемой Христом свободе от страха, настолько же часто подчеркивается значение С. перед Богом, где С. и благоговение сливаются воедино: кто страшится Бога, тот благоговеет перед Ним. И наоборот: кто благоговеет пред Богом, тот и страшится Его, проникаясь Его величием и святостью. Евр слово йира означает С. и благоговение пред Богом, но одновременно это и высшая мудрость, и первый шаг на истинном пути, ведущем к спасению (Иов 28:28; Псалтирь 110:10; Притчи 1:7; Притчи 9:10). Благочестие ветхозаветных праведников основывалось именно на С. перед Богом. Подобная позиция находит подтверждение и в НЗ (1-е Петра 2:17). Ветхозаветному йира здесь соответствует греч. глагол фобейн (От Матфея 10:28; От Луки 1:50; От Луки 18:2; От Луки 23:40; Деяния 10:2; Деяния 13:16; К Колоссянам 3:22; Откровение 11:18; Откровение 14:7; Откровение 15:4; Откровение 19:5); см., однако, п.3;

2) человек, не испытывающий С. перед Богом, живет лишь земной жизнью, в которой не остается места для общения с Богом. Но в момент, когда прекращается связь с Богом, земная жизнь теряет свой смысл, поскольку Бог – основа жизни (К Колоссянам 1:17; К Евреям 1:3). Человека, не признающего никакой другой действительности, кроме земной жизни, охватывает более сильный С. – С. перед «небытием». Ему необходимо познать библ. истину, которая гласит: «Бога, Господа твоего, бойся» (Второзаконие 10:12:20; От Матфея 10:28; К Римлянам 11:20). С. перед Богом – это любовь к Нему в ответ на Его любовь к нам. Любовь к Богу в НЗ превосходит (в отличие от ВЗ) С. перед Ним, хотя и здесь присутствует благоговейный С. перед недостижимой Божьей славой и непостижимой Божьей сущностью (К Евреям 12:28 и др.);

3) в НЗ говорится о том, что соблюдать заповеди следует не из раболепного С., а из любви и благоговения (От Иоанна 14:15:23). Кто отвечает на Божью любовь смирением, тот поступает по новому закону свободы детей Божьих (К Римлянам 8:21). Чем сильнее любовь к Богу, тем слабее ложный, раболепный С. В подобной любви нет С. (1-е Иоанна 4:18). Смущение, страх, испуг, робость, боязливость.