Страдание, страдать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Страдание, страдать

I. О ПРИРОДЕ СТРАДАНИЯ

В мире, который Бог изначально создал «хорошим» (Бытие 1:31), С. не было. Но вследствие греха человеч. жизнь подверглась Божьему суду и оказалась во власти смерти (Бытие 2:17; Бытие 3:19); человек утратил свободу и познал С. (К Евреям 2:15). Поскольку в сотвор. мире человек был образом и подобием Божьим (Бытие 1:1; Бытие 2:1), его поступок обрек на С. и остальных земных тварей (К Римлянам 8:18-23). С тех пор порядок, установленный на земле Богом, включает в себя бытие и небытие, жизнь и смерть (Бытие 3:17-19). Они служат предзнаменованием грядущего Божьего Суда над всей вселенной. Т.о., С. – это результат безбожной жизни человека, разлада между Богом и созданным Им миром. По приговору Божьего суда мир смерти через С. проникает в нашу жизнь, причем более всего тогда, когда смерть противится зарождению новой жизни. В псалмах глубочайшее С. сравнивается со смертью (Псалтирь 17:5; Псалтирь 21:16; Псалтирь 114:3:8). Человек не в силах самостоят. избавиться от этих уз; доступ в рай – мир, в котором нет С. и смерти, – для него закрыт (Бытие 3:24). Человек рассматривается в Библии прежде всего как существо глубоко страдающее и – сознат. или нет, – стремящееся к избавлению.

II. О ХАРАКТЕРЕ СТРАДАНИЙ

1) С. подвержено все существо человека – тело (напр., через болезни, гонения, тюремное заключение), душа (напр., в связи с утратой близких людей) и дух (напр., в поисках ответов на вопросы о смысле жизни и о Божьей справедливости). Иов, прототип страждущего человека, испытал самые разнообразные формы С. Среди библ. страдальцев можно вспомнить также Давида (потерявшего нескольких сыновей), автора 72-го псалма, Екклесиаста, ап. Павла (2-е Коринфянам 11:23-29) и мучеников за Слово Божье, о которых говорится в книге Откровение (Откровение 6:9-11; Откровение 17:6);

2) о характере С. можно отчасти судить по употребляемым для их обозначения греч. словам. Здесь встречаются преимущ. два понятия: «бессилие», «слабость» [греч. астенея] и «претерпевание» [греч. патема]. И то и другое говорит об одном и том же: человек немощен, не имеет сил сопротивляться, поэтому ему приходится испытывать на себе действие чуждой ему силы, которая отягощает его жизнь. Осознав, что он не властен над собой, человек должен решить, как ему жить дальше. Он может либо обвинить во всем Бога и отвернуться от Него, тем самым отдавая себя во власть зла (Откровение 16:9), либо признать, что С. посланы ему Богом (Псалтирь 38:12; Псалтирь 93:12; К Евреям 12:6), что они дают ему возможность полностью довериться Богу в надежде получить от Него помощь (2-е Коринфянам 12:7; Псалтирь 37:1; Псалтирь 65:10-12). И тогда С. принесут ему спасение: «Страдающий плотию перестает грешить» (1-е Петра 4:1);

3) виновником С. и смерти, как о том говорится в Книге Иова, является сатана (Иов 2:4; ср. также 2-е Коринфянам 12:7; 1-е Петра 5:8:9). Бог допускает его разрушит. деяния в качестве наказания людям за грех (Иеремия 21:5), в качестве воспитат. меры, призванной отучить от греха (К Евреям 12:5-11), а также для очищения (Исаия 48:10) и сохранения от греха (2-е Коринфянам 12:7; ср. также 1-е Петра 4:1). Именно в Книге Иова раскрывается таинств. смысл изгнания человека из рая в мир С. и смерти, дабы он «не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Бытие 3:22); Бог производит над человеком Свой суд; через С. и смерть Он заставляет его осознать последствия отпадения; существует, однако, и возможность преодоления разрыва с Богом.

III. О ПРЕОДОЛЕНИИ СТРАДАНИЙ

1) вся сила С. была обрушена на Иисуса Христа, Сына Божьего. Его пришествие во плоти (От Иоанна 1:14) для спасения человечества (От Луки 4:17-21) было шагом в пучину С. (К Евреям 12:2:3). Свой путь страданий Он принимал как Божье предначертание (От Матфея 16 и др.); в Своей жизни Он был подобен людям, наказуемым Богом (К Евреям 2:14-18). Он смиренно отдал Себя во власть Отца (К Филиппийцам 2:8; К Евреям 5:7:8) и, будучи безгрешным, стал сострадательным братом для всего человечества (К Евреям 4:14:15). Но все это произошло по Божьей воле; предсказанному о Христе надлежало исполниться (От Луки 24:44). Значение Его подвига раскрывается в Исаия 52Исаия 53:12: «Наказание мира нашего было на Нем». Т.о., Бог, обрекая Иисуса на С. и смерть (2-е Коринфянам 5:21), в Его лице вершит Свой суд над всеми людьми. Но эта смерть и последовавшее за ней воскресение разрушили власть дьявола и смерти (К Евреям 2:14:15; 2-е Тимофею 1:10). Исцеление от болезней, очищение от греха и избавление от С. и смерти – все это плоды Его победы над «князем мира сего», «имеющим державу смерти» (От Иоанна 12:31; К Евреям 2:14; Откровение 7:13). Кто Сам есть «воскресение и жизнь» (От Иоанна 11:25), Тот не останется в узах смерти (Деяния 2:24). Кто верует в Него, тот причастен к победе над грехом, С. и смертью (К Римлянам 6:3-11);

2) раны умершего на кресте и воскресшего Иисуса превращают общение с Ним в «участие в страданиях Его», принятых Им за грехи мира (К Филиппийцам 3:10). Пока существует сей мир С. и смерти, это правило будет относиться как к отдельному человеку, так и к Церкви, Телу Христову (К Колоссянам 1:24). Существующие в этом мире С. учат смирению и ведут к очищению, благодаря которому укрепляется вера (2-е Коринфянам 1:8:9; 2-е Коринфянам 4:7-12). Участие в С. Христа вознаграждается причастностью к Его воскресению (К Филиппийцам 3:10:11). Бог требует от страждущих со Христом терпения [греч. гюпомоне]. В качестве образца терпения Церкви предлагается благочестивый страдалец Иов (Иакова 5:11). В человеч. немощи совершается Божья сила (2-е Коринфянам 12:9). Терпение и вера помогают осознать, что все сегодняшние С. не могут сравниться со славой, которая уготована Церкви Божьей в будущем (К Римлянам 8:18);

3) даже если значение победы, одержанной Христом над смертью, до сих пор не открылось в этом мире С. и смерти (2-е Коринфянам 5:7), Церковь познаёт это через Божье откровение, говорящее, что однажды небо и земля обновятся во Христе и что не будет больше «ни плача, ни вопля, ни болезни» (Откровение 21:4; ср. также Исаия 35:1; Исаия 25:8).