Старость Библейская Энциклопедия Брокгауза

Старость С. – последний отрезок жизни, когда время деторождения уже прошло, хотя Бог может даровать детей и родителям, находящимся в преклонном возрасте (Бытие 21:2:7; Бытие 37:3; Бытие 44:20; От Луки 1:36; К Евреям 11:11). Плод всей жизни обнаруживается в обогащенной жизненным опытом мудрости стариков (Псалтирь 36:25). Тот, кто, подобно Ровоаму, пренебрегает их советом, поступает неразумно и вредит себе (3-я Царств 12:6-8). Иоас и Озия тоже пошли своим путем после смерти своих старших советчиков (2-я Паралипоменон 24:17; 2-я Паралипоменон 26:5:16). Но наряду с этим в Библии есть и предостережения от переоценки жизненного опыта. Бог может и стариков лишить разума (Иов 12:20), и тогда их притязания на превосходство в мудрости вызывает смех (Иов 12:12). Только Дух Божий дает человеку разум (Иов 32:6-9), и те, кто исполняет Его повеления смолоду, становятся умнее возгордившихся старцев (Псалтирь 118:100). Однако при всех обстоятельствах остается неизменной заповедь Господа почитать родителей (Исход 20:12) и старших, особенно же не пренебрегать состарившейся матерью (Притчи 23:22) и всегда вставать «пред лицем седого» (Левит 19:32). Часто упоминаемая седина (1-я Царств 12:2; Иов 15:10; Псалтирь 70:18) представляет собой своего рода венец, естеств. украшение человека (Притчи 16:31; Притчи 20:29). Глупо выглядит стремление не замечать своей седины и С. (это образно сказано в Ос. 7о Ефреме). Павел учил Тимофея относиться к старикам, как к отцам и матерям (1-е Тимофею 5:1); но и они должны быть примером детям и внукам (К Титу 2:2-5) и возвещать им своим поведением могущество Божье (Псалтирь 70:18). Многочисл. потомство до третьего и четвертого поколений (Бытие 50:23; Иов 42:16) восхваляется как благословение С. (Притчи 17:6) и даруется в обетованиях (Псалтирь 127:6). От внуков и правнуков ожидают помощи и заботы в С. (Руфь 4:15; 1-е Тимофею 5:4:8:16). Тот, кто доживает до преклонного возраста, кто входит в гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы (Иов 5:26), тот умирает «в старости доброй» (Бытие 15:15; Книга Судей 8:32; 1-я Паралипоменон 29:28), «престарелый и насыщенный жизнью» (Бытие 25:8; Бытие 35:29; 2-я Паралипоменон 24:15; Иов 42:17) и «с миром» (От Луки 2:29). Состоявшаяся жизнь обозначается словами «престарелый и насыщенный жизнью» (Бытие 25:8; Бытие 35:29; 1-я Паралипоменон 23:1); но нередко С. сходит в могилу в сердечной боли и печали (Бытие 42:38; Бытие 44:29), не с миром, а в крови (3-я Царств 2:6:9). Отсюда молитв. просьба к Богу: «не отвергни меня в старости ... не оставь меня» (Псалтирь 70:9:18) и Его спасительный ответ: «И до седины вашей Я же буду носить вас» (Исаия 46:4). Старый человек нередко утрачивает способность принимать решения и действовать: так было с Илием в отношении его сыновей (1-я Царств 2:22-25), с Давидом при попытке Адонии захватить цар. престол (3-я Царств 1:1) и с Соломоном, когда он позволил своим языч. женам склонить свое сердце к иным богам (3-я Царств 11:4). И царь в С. может стать неразумным (Екклесиаст 4:13). Последний период старческой слабости передан в Библии без прикрас (2-я Царств 19:35; 3-я Царств 1:1-4; Екклесиаст 12:1-5): нередко стариков мучают малодушие и недовольство; они уже не могут ясно отличить добро от зла. Ноги в С. становятся дрожащими и искривленными, подъем в гору и ходьба даже с посохом бывают затруднены (Захария 8:4). Зубы выпадают, глаза мутнеют или слепнут (Бытие 27:1; Бытие 48:10; 1-я Царств 3:2; 3-я Царств 14:4; Екклесиаст 12:3; ср., однако, Второзаконие 34:7). Ослабевают слух и голос, еда и напитки кажутся безвкусными, а сон бежит от стариков. Кровь уже не греет понастоящему, и время жизни окончат. проходит (3-я Царств 1:1-4). Тогда наступает время умирать, возвращаться к Богу, Который даровал жизнь (Екклесиаст 12:6:7) и Который Сам есть жизнь.