Старейшины Библейская Энциклопедия Брокгауза

Старейшины

I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В ВЗ звание или должность С. происходит из естеств. старшинства в семье, в роде и племени (Исход 3:16:18; Числа 22:7; Иисус Навин 9:11). Но одного возраста было еще недостаточно для занятия этой должности. Важными критериями являлись также мудрость, благочестие и надежность (Исход 18:21; Второзаконие 1:13:15). Собрание, образованное из С., в большинстве случаев выступало как совещат. орган. ( Колено.) Согл. Второзаконие 31:9-13, С. вместе со священниками должны были через каждые семь лет (в год отпущения) участвовать в чтении Закона народу. После овладения землей обетованной С. городов исполняли обязанности судей (Второзаконие 19:12; Второзаконие 21:19; Второзаконие 22:15-18; Иисус Навин 20:4; Руфь 4:2:4:9:11; 3-я Царств 21:8:11; 4-я Царств 10:1:5). Они выносили решения по простым правовым вопросам. При этом разрешено было подавать апелляции, которые рассматривались священниками и официальными судьями (Второзаконие 17:8-13; ср. 2-я Паралипоменон 19:8-11). Моисеем были назначены «семьдесят старейшин». Согл. Исход 18:1, это было сделано по совету его тестя Иофора, священника мадиамского, чтобы снять с Моисея часть нагрузки и улучшить отправление правосудия; а согл. Числа 11:16, – по Божьему повелению в ответ на жалобу Моисея. Здесь должность С. связывается с исполненностью Духом и ее видимыми проявлениями (Числа 11:25).

II. В ИУДАИЗМЕ

В иудаизме институт С. приобрел особое значение после гибели Иудейского царства – как в среде угнанных в плен (Иеремия 29:1), так и среди израильтян, оставшихся на родине (Иезекииль 8:1; Иеремия 26:17). В организац. устройстве синагоги всегда существовало местное правление, обычно состоявшее из семи С. (От Луки 7:3).

III. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

В НЗ Лука вводит обозначение С. (в Синод. пер. – «пресвитеры»; от греч. пресбютерос, «старейший») для людей, которые руководят Иерусалимской церковью (Деяния 11:30; Деяния 15:2:4; Деяния 21:18), в чем выражается преемственность между ВЗ и НЗ.

А. НАЗНАЧЕНИЕ

В НЗ говорится о назначении С. (пресвитеров) Павлом и Варнавой (Деяния 14:23) или Титом по поручению Павла (К Титу 1:5). Павел придает большое значение тому, что призвание пресвитеров изначально совершается Св. Духом (Деяния 20:17:28; в Деяния 20:28 С. одноврем. названы епископами, греч. эпископой; в Синод. пер. – «блюстителями»). Назначение на пост С. может совершаться и посредством избрания. Были назначения, совершенные апостолами (см. выше). В Дeян описывается, как для того, чтобы устранить непорядок, семь человек из числа «изведанных» назначаются в соотв. с определ. критериями (доброе имя, исполненность Св. Духом, мудрость) на особое служение в руководстве общиной (слово С. здесь не применяется): «и избрали Стефана...» Их введение в предназнач. им служение было совершено посредством молитвы и возложения рук, и Господь дал на это Свое благословение. Избрание людьми и назначение Св. Духом не противоречат одно другому, а представляют собой две стороны одного явления. (Ср. в этой связи Деяния 15:1, где после обсуждения значит. разногласий провозглашается: «Ибо угодно Святому Духу и нам...», Деяния 15:28). Т.о., Бог снисходит к нам, нередко осуществляя Свою волю через человеч. решение. Облеченные полномочиями С. необходимы для созидания общины. О них надо молить Господа так же, как и обо всех «делателях на жатве» Божьей (От Матфея 9:38). В 1Тим. 4есть слова о «возложении рук пресвитерства» (в Синод. пер. – «священства»). Здесь невозможно точно установить, имеется ли в виду возложение рук на пресвитеров или то, что Тимофей стал пресвитером через возложение рук. В иудаизме возложение рук было принято при посвящении в сан раввина. Посредством возложения рук передавались и духовные дары, помогающие человеку в служении (2-е Тимофею 1:6; в Синод. пер. – «чрез ... рукоположение»).

Б. СЛУЖЕНИЕ

С. вначале в какой-то степени были помощниками апостолов в отд. общинах и трудились в живом контакте с ними. В общине С. пророчествовали, проповедовали Евангелие или были пастырями и учителями. Вместе с апостолами они решали вопросы, касающиеся отношения христиан из язычников к иуд. закону (Деяния 15:6). В 1-е Тимофею 5 и в Тит. 1названы необходимые черты личности и требования, предъявляемые к поведению пресвитера (в К Титу 1:5:7 пресвитер приравнен к епископу). Этот перечень приводится, конечно, не только для решения вопроса о том, кто достоин стать С., но и как вспомогательное средство для самоконтроля и духовного роста. В 1-е Петра 5:1-4 (Синод. пер. неточен, см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) высказываются предостережения пресвитерам (и только затем следуют напоминания «младшим», чтобы они подчинялись им), здесь же идет речь о пастырском служении. Т.о., С. должны были прежде всего заботиться о душах верующих. В задачу пресвитеров входило также и исцеление больных посредством совместного возложения рук (Иакова 5:14). В этой связи звучит призыв к взаимному исповеданию грехов (Иакова 5:16). Упорядочение отношений между членами общины и устранение разного рода трудностей составляют основу служения С. Апостолы могли и сами исполнять служение С., как и другие церковные должности (1-е Петра 1– см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Пресвитером или С. (в Синод. пер. – «старцем») называет себя и автор 2-го и 3-го посланий Иоанна (в обоих случаях в 1 ст.), причем это обозначение следует понимать прежде всего как почетное звание носителя и продолжателя апостольской традиции. В данном случае перед нами не должностное лицо, а скорее, человек, высоко ценимый и почитаемый в христ. общинах, слово которого обладало высоким авторитетом.