Срам, посрамить, позорно Библейская Энциклопедия Брокгауза

Срам, посрамить, позорно – эти слова в Синод. пер. передают значение различных евр. и греч. слов, которые связаны с понятиями: стыд, бесчестие, насмешка.

I. Люди нередко бесчестят и позорят себя и др. людей. К этому ведут, напр., половая распущенность и насилие (Бытие 34:5; 2-я Царств 13:11; К Римлянам 1:24:27), а также глупость. Глупый человек является позором для своей матери (в Синод. пер. – «пренебрегает») (Притчи 15:20). Люди стремились унизить Иисуса, но он «пренебрег посрамлением» (К Евреям 12:2). Среди обвинений, которые Павел вынужден был предъявлять собств. народу, есть и такое: хвалишься Законом, а преступлением его бесчестишь Бога (К Римлянам 2:23). Верша суд, Бог стремится не дать впредь бесславить Свое святое имя (Иезекииль 39:7).

II. Бог вершит отмщение гордецам и безбожникам; народ, покрывший себя бесчестием и стыдом, предается вечному С. (Псалтирь 70:13; Псалтирь 77:66; Псалтирь 131:18; Исаия 20:5; Исаия 37 и проч.).

III. Совершенно иной опыт и иная судьба у верующего. Еще псалмопевец говорил: «Да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя» (Псалтирь 24:3; ср. Исаия 54:4). Тем более Христос, камень преткновения и камень соблазна для неверующих как в наше время, так и при Своем Втором пришествии, не посрамит тех, кто верой ищет прибежища у Него (К Римлянам 9:33), пребывает в Нем (1-е Иоанна 2:28) и надеется на Него (К Римлянам 5:5). На этом основана и убежденность Павла в том, что он ни в чем не будет посрамлен (К Филиппийцам 1:20).

IV. Чтобы преуспеть в освящении, без которого духовное служение утрачивает силу, человеку необходимо отвергнуть «скрытные постыдные дела» (2-е Коринфянам 4:2). Ученик Христов не должен участвовать в «бесплодных делах тьмы» (К Ефесянам 5:11); в своем служении он призван удерживаться от постыдной корысти (К Титу 1:11; 1-е Петра 5:2). При этом условии он может сохранить внутр. мир и спокойствие, даже если его путь проходит через «честь и бесчестие», через добрую или худую молву (2-е Коринфянам 6:8).