Справедливость, праведность, правда (в значении «справедливость») Библейская Энциклопедия Брокгауза

Справедливость, праведность, правда (в значении 'справедливость')

I. ПОНЯТИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

А. БОЖЬЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

1) в библ. понимании справедливыми считались поступки человека, действующего в соотв. с его обязательствами перед Богом и людьми. Г. фон Рад передает значение слова «справедливость» (цедака) как «верность общине». Божья С. проявляется прежде всего в Его отношении к Израилю, в Его завете с ним. Признавая Божью С. (Псалтирь 21:32; Псалтирь 35:7; Псалтирь 70:19:24; Псалтирь 88 и т.д.), Израиль признает тем самым, что Бог всегда был верен Своим обетованиям. Поэтому Он называется «праведным Господом» (2-я Паралипоменон 12:6; Псалтирь 144:17; Второзаконие 32:4; 1Езд. 9:15; Вера);

2) Божья С. проявляется в трех аспектах. Во-первых, праведный Бог дарует людям законность права. Это право лежит в основе всего завета – Закона, которому Израиль обязан следовать. Во-вторых, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве во внутр. жизнь избранного народа, которое необходимо для исполнения данных Им обетований и для свершения дела спасения (Исаия 41:10). Поэтому для ветхозаветных праведников Бог – это оплот и порука их спасения (Псалтирь 70:2:15:19:24). В Своей С. Господь противостоит нечестивцам; совершая наказание, Он способствует обращению грешников (Иов 34:10-12; Псалтирь 95:13; Исаия 59:17). В-третьих, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве в историю евр. народа: Израиль постоянно ощущал Божью помощь в борьбе против внешнего врага. Именно на нее в трудные времена возлагали надежду праведники, и именно благодаря этой помощи Израиль выходил победителем из самых сложных ситуаций (см. 4-я Царств 6:8). Пророчества Исаии полны искренней надежды на Божью помощь, которая выведет праведников из тьмы и принесет им спасение (Исаия 51:5; Исаия 56:1);

3) Божья С. может быть также названа Божьей верностью (Завету), Его правдой, милостью и любовью. Божий промысел направлен на спасение Его народа, и Господь вершит это спасение судом и милостью, в любви и гневе, исцеляя и поражая. Осуществляя Свою С., Господь наказывает и милует, спасает и разоряет.

Б. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРАВЕДНОСТЬ

Праведность (справедливость) человека заключается в том, чтобы поступать в соотв. с Божьими заповедями (Второзаконие 6:25). Свою праведность человек являет в исполнении Божьей воли (Закона). Конечно, «праведность» во многом зависит от Божьей воли; о том, как мало она связана с нормативными актами поведения, свидетельствует своеобразный парадокс, когда, с одной стороны, говорится, что для Бога «нет ни одного делающего добро», «нет человека праведного на земле» (Псалтирь 13:1-3; Псалтирь 142:2; Екклесиаст 7:20), а с другой, – что некоторые люди все же являются праведниками, живущими по Божьему Закону (Псалтирь 36:30). О том, что праведность – это не чисто правовое понятие, говорит и то обстоятельство, что Иов, осознавая и не отрицая свою греховность (Иов 9:2; Иов 14:4), не только ожидает от Бога признания своей праведности пред Его лицом (Иов 13:18; Иов 16:20; Иов 17:8), но и обретает это признание (Иов 42:7). Праведность благочестивого человека заключается не в его нравств. совершенстве, а в его отношении к Богу, в его богобоязненном поведении и в уповании на Бога (Псалтирь 32:5; Псалтирь 35:11; Псалтирь 102:17; Псалтирь 111:1). Праведность человека выражается в его готовности к смирению; но т.к. на его пути постоянно встает грех, он часто нуждается в повторном обретении праведности, что возможно только через прощение. Признавая свою вину и совершая покаяние, человек вновь встает на праведный путь (Псалтирь 50:4-14). Праведник полагается на Божий промысел и тем самым, несмотря на совершённый грех, находит оправдание в Божьей С. (Псалтирь 102:6; Псалтирь 124:3; Псалтирь 128:4). Оправдание.

В. ПРАВЕДНОСТЬ И САМОПОЗНАНИЕ

Знаменательна встречающаяся в некоторых местах ВЗ самооценка праведников (Иов 27:6; Псалтирь 17:21:24). «Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне» (Псалтирь 7:9). Подобная оценка человеком собств. праведности основывается на искреннем стремлении к совершенному послушанию Богу и к исполнению Божьего Закона. Некоторые пророки выступают против переоценки человеком собств. праведности. Любые человеч. усилия они считают тщетными, а человеч. праведность несовершенной (Исаия 64:5; Даниил 9:18); они осознают, что только в Господе будет оправдан весь род Израиля (Исаия 45:24).

Г. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЗАЛОГ СПАСЕНИЯ

Чем явственнее осознавали пророки, и особенно Исаия, несовершенство человеч. праведности и грех Израиля (Исаия 43:26; Исаия 48:1; Исаия 53:11; Исаия 57:12; Исаия 58:2; Исаия 59:4 и др.), тем отчетливее они понимали, что дарованный Божьей милостью завет Бога с Его народом является плодом Божьей С. Именно на Его С. следует возлагать все надежды (Исаия 45:8:23). Оправдан будет тот, за кого вступится Бог, и поэтому пророки уповают на Божью С., спасающую от всех невзгод и восстанавливающую праведность Израиля (Исаия 40:1; Исаия 51:17; Исаия 54:7; Исаия 60:17; Исаия 61:1). Божья С. является главным условием спасения. Позднее эта мысль получила свое развитие в посланиях ап. Павла, в которых дается новое понимание праведности человека перед лицом Бога.

II. ПОНЯТИЕ ПРАВЕДНОСТИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

А. В КНИГАХ, НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ АП. ПАВЛУ

В книгах НЗ, не принадлежащих перу ап. Павла, слово «праведность» встречается в общей сложности 34 раза (в посланиях Павла – 55 раз). Представления о праведности здесь близки ветхозаветному пониманию. Праведность – это согласное Божьей воле благочестивое поведение и заповеданная Богом жизнь в любви (1-е Иоанна 3:7; Откровение 22:11). Блажен тот, кто страдает за свою праведность, подобно древним пророкам и праведникам, преследовавшимся нечестивцами (От Матфея 5:10; 1-е Петра 3:14); страдание «доставляет мирный плод праведности» тем, кто «научен через него» (К Евреям 12:11). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (От Матфея 6:33). Сила, питающая в человеке его праведность, заключена в его связи с Богом, поскольку «Он грехи наши вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1-е Петра 2:24). Тому, кто алчет и жаждет Божьей правды, обещано насыщение (От Матфея 5:6); преследуемым праведникам обещано утешение – «новое небо и новая земля, на которых обитает правда» (2-е Петра 3:13); миру также обещано, что Свой суд над вселенной Бог будет вершить праведно (Деяния 17:31).

Б. В ПОСЛАНИЯХ АП. ПАВЛА

1) праведность, основанная на вере. Праведность – это прежде всего жизнеопределяющая связь с Богом. О праведности человека нельзя судить только по его внешнему благочестию, которое есть не что иное, как формальное соблюдение Закона и напускное смирение. Представления человека о собств. праведности, которая всегда относительна, не позволяют ему глубоко воспринимать Божью С., и он неизбежно начинает пренебрегать ею. Эту опасность ясно видел Павел, фарисей, «в прежней жизни» неукоснительно следовавший предписаниям Закона (К Филиппийцам 3:4) и воспринимавший праведность как заслуженную «безупречным» поведением Божью награду. Однако после того как на пути в Дамаск ему явился Иисус (Деяния 9:1), Павел осознал, что «живущие по плоти Богу угодить не могут» (К Римлянам 8:8) и что праведным может быть только новый человек во Христе (К Ефесянам 4:24). Закон и следование ему не в силах оправдать человека. Закон не спасает от греха (К Галатам 3:19), а лишь открывает человеку, что такое грех (К Римлянам 3:20). «Утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою», а не под Божьей правдой (К Галатам 3:10). «Христос сделался для нас ... праведностью» (1-е Коринфянам 1:30), потому что «не знавшего греха Он [Бог] соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем» (2-е Коринфянам 5– пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Праведность – это Божий дар в Иисусе Христе (К Римлянам 5:17), а не вознаграждение за исполнение Закона. Благодаря тому что Христос взял на Себя наши грехи, мы ныне оправданы пред Богом, хотя все еще живем во плоти и, значит, – в мире греха. Эта праведность становится реальной через веру, и спасительная миссия Иисуса Христа в целом также должна восприниматься через веру. Поэтому Павел называет праведность человека пред Богом «праведностью от веры», «праведностью веры» (К Римлянам 4:9:11:13; К Римлянам 9:30; К Римлянам 10:4:6; К Галатам 5 и т.д.). В вере человек оправдан пред Богом исключит. по милости Божьей, во имя Христа;

2) новая праведность и христ. этика. Ап. Павла еще при жизни упрекали в том, что в его учении о человеч. праведности отсутствует нравств. элемент: «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» (К Римлянам 3:8; ср. К Римлянам 6:1). Эти упреки несправедливы. Для Павла нравств. элемент заключается не в Законе. В основе нравственности лежит вера. Если мы через веру в Христа умерли для греха, как же нам тогда жить в нем (К Римлянам 6:2)! Веровать во Христа, быть во Христе, проникаться Его Духом – все это означает лишь одно: желание быть угодным Господу (2-е Коринфянам 5:9). Павел убедительно призывает нас к праведности (К Римлянам 6:13:16:18-20; К Римлянам 9:30; 2-е Коринфянам 9:10; К Ефесянам 4:24 и т.д.). Но, в отличие от ветхозаветных авторов, апостол призывает людей к праведности не потому, что Бог верен Своему завету, а потому, что Он явил Свою С. в Иисусе Христе. Верующие должны принимать эту С. с благодарностью и не кичиться обретенной праведностью пред Богом.