Спасение Библейская Энциклопедия Брокгауза

Спасение

I. СПАСЕНИЕ И ПОГИБЕЛЬ

Божье С. особенно ярко высвечивает то погибельное состояние, в котором пребывает мир. В результате непослушания и отпадения человечество оказалось во власти греха и смерти (К Римлянам 5:12:16:19; 1-е Коринфянам 15:22). Наказание падшему человечеству простирается на все творение, все оно осуждено на «суету» (К Римлянам 8:20), т.е. на бессмысленное и ничтожное существование. Т.о., «спасение и избавление» означают устранение этого бедствия и восстановление первонач. состояния (Деяния 4:28; К Ефесянам 1:4:11).

II. СПАСЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Всякая помощь Бога рассматривается в ВЗ как С.(Исход 14:13; Книга Судей 15:18; Псалтирь 17:3:36; Псалтирь 117:14; Исаия 60:18), но все отчетливее это понятие концентрируется на основополагающей, спасающей Божьей помощи (Псалтирь 97:1-3), обетованной в Мессии (Бытие 3:15) и ожидаемой с надеждой (Бытие 49:18; Псалтирь 118:123:166). По Божьему промышлению, в этом преображении мира будут участвовать и язычники (Псалтирь 71:11:17), и т.о. Божье С. будет простираться «до концов земли» (Исаия 49:6).

III. СПАСЕНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Все высказывания о С. или о блаженстве в НЗ относятся к Иисусу Христу и Царству Божьему, которое явлено в личности Христа и Его деяниях и грядет в полноте в Его Втором пришествии (От Луки 1:69; Деяния 4:12; Деяния 16:17; К Ефесянам 1:13; К Филиппийцам 1:19; 1-е Петра 1:5). С. и блаженство в НЗ – понятия тождественные; в переводе М.Лютера «блаженство» больше связано с прощением, оправданием и освобождением от вечного суда, в то время как слово «спасение» чаще употребляется при описании жизни в новом Божьем Царстве:

1) словом «С.» обозначается совершенное благое деяние Иисуса Христа. В словах и деяниях Христа, особенно в Его смерти и воскресении, осуществились великие ветхозаветные обетования (2-е Коринфянам 1:20): сатана лишился своей власти (От Иоанна 12:31; От Иоанна 16:11), грехи прощены (К Ефесянам 1:7), далекие от Бога приблизились к Нему (К Ефесянам 2:13), человек был освобожден от власти греха (От Иоанна 8:36; К Римлянам 1:24; К Римлянам 6:14; К Римлянам 8:2). Приход Иисуса Христа ознаменовал собой начало нового времени – времени С. (К Галатам 4:4). Наступил решающий поворот в свящ. истории, началась новая эра, в которой Бог, как Спаситель и Царь, творит все заново (К Римлянам 3:21). Произошел коренной переворот, в результате которого мы навсегда избавлены от власти тьмы и введены в Царство Сына Божьего (К Колоссянам 1:13; ср. К Римлянам 6:15). Своей жизнью, страданиями, смертью и воскресением Иисус Христос исполнил Божью волю к С. грешников (От Иоанна 19:30; К Филиппийцам 2:8) и приобрел для погибающего мира спасительную благодать (К Римлянам 1:16; К Галатам 1:4; К Ефесянам 2:5; 1-е Фессалоникийцам 5:9);

2) словом «С.» обозначается так-же и непрерывно совершающееся деяние Иисуса Христа, которое происходит в период между Его вознесением и Вторым пришествием и которое превращает это время в «день спасения» (2-е Коринфянам 6:2). Воскресший Господь и ныне действует в мире (От Иоанна 15:16; К Ефесянам 4:4-6), Словом и Духом защищая и поддерживая Свою Церковь (От Иоанна 10:27), избранную из всех народов (От Матфея 28:18) ко С. (1-е Петра 1:5). Через Своих посланников Он распространяет Благую Весть по всему миру (К Римлянам 10:17). Творя чудеса, храня и защищая людей, руководя ими, исцеляя и освобождая их, а также наказывая и осуждая, Христос подтверждает Свою цар., Божеств. власть. Так Он готовит мир ко дню Своего Второго пришествия. Иисус Христос постоянно творит вечное С. человека от смерти и проклятия;

3) наконец, словом «С.» определяется полнота Царства Божьего на земле (Откровение 7:10; Откровение 12:10; Откровение 19:1). Дарованная в Иисусе новая реальность уже наступила, но полноту она обретет лишь в будущем (К Римлянам 13:11). Вечное С., дарованное нам через Христа и в Нем пребывающее, мы можем познать в вере, и когда-нибудь мы приобщимся к С., увидев Бога «как Он есть» (1-е Иоанна 3:2). Мы будем избавлены от последнего Суда, ибо наши имена записаны в Книге жизни (Откровение 20:12). Нас ожидает «искупление тела нашего» (К Римлянам 8:23), преображение его (1-е Иоанна 3:2), встреча с Иисусом «лицом к лицу» (1-е Иоанна 3:2; ср. 1-е Коринфянам 13:12), последняя, окончат., победа Иисуса над всеми Его врагами (Откровение 21), вечное блаженство без слез, без боли и смерти (Откровение 21:4). Полное Божье С. наступит, когда все враги будут повержены (Откровение 20:10:14) и честь будет воздаваться единому Богу (Откровение 19:6), Которому принадлежат «царство, сила и слава вовеки».