Союз, завет Библейская Энциклопедия Брокгауза

Союз, завет

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА

Евр слово берит – «соглашение», «союз» – встречается в тексте ВЗ 285 раз. Его этимология окончат. не выяснена. Судя по Бытие 15 и Иеремия 34:18, оно происходит от араб. слова «рассечение», судя же по Иезекииль 20– от аккад. бириту – «кандалы», «узы». Существуют и другие объяснения происхождения слова берит: от аккад. бирит – «между», от евр. бара – «есть» (Исход 24:9-11) или, согл. 1-я Царств 17:8, от евр. бара – «видеть», «избирать». Слово «завет» встречается в Библии в целом ряде характерных словосочетаний: «вступить в завет», «преступить (нарушить) завет», «поставить завет», «положить завет», «хранить (соблюдать) завет». Чаще всего (86 раз) встречается словосочетание «рассекать завет» (в Синод. пер. оно обычно передается как «поставить завет» или «заключить завет»). (О происхождении этого выражения см. в конце п. II.) К этой же смысловой группе относятся след. понятия: ковчег завета, Книга Завета, обрезание, завещание, завет соли и кровь завета. Слова «завет» и «союз» не являются букв. переводом соответств. евр. слова, они, скорее, передают его общий смысл. Берит можно перевести также как «договор», «условие» и т.д.

II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЮЗА, ЗАВЕТА

В Библии заключение С. имеет целый ряд особенностей и представляет собой довольно сложный процесс. Так, заключение С. между Иаковом и Лаваном (Бытие 31:44) было порождено чувством правовой незащищенности и включало след. этапы (Бытие 31:43):

1) устанавливался памятный знак, призванный свидетельствовать о заключении С. (Бытие 31:45: камень-памятник и холм из камней; ср. ковчег завета, Книга Завета, скрижали завета);

2) оговаривались и принимались взаимные обязательства (Бытие 31:50:52);

3) в свидетели призывался Бог или некое божество (Бытие 31:50:53);

4) приносилась клятва (Бытие 31:53);

5) совершалось жертвоприношение (Бытие 31:54);

6) заключение С. завершалось совместной трапезой (Бытие 31:54). Однако процедура могла быть и иной. Напр., С. мог заключаться через пожатие рук (Иезекииль 17:18). В других случаях особая роль отводилась окроплению «кровью завета» (Исход 24:8; Захария 9:11), олицетворявшей жизненную силу, или жизненную субстанцию. Вместо заключит. трапезы (Числа 18:19; ср. Бытие 26:28:30; Бытие 31:46:54; Иисус Навин 9:14) мог совершаться «завет соли», когда для закрепления С. обе стороны совместно съедали немного соли. В Быт. 15подробно описан древний обычай, который затем упоминается в Иеремия 34:16: туши жертв. животных рассекали пополам и части их складывали таким образом, чтобы между ними образовалось пространство, через которое проходили стороны, заключающие С. Тем самым участники процесса как бы говорили, что, если они нарушат С., с ними произойдет то же, что и с этими животными. Среди различных свидет-в заключения договора следует особо выделить обряд обрезания (см. Бытие 17).

III. СОЮЗ КАК ПРАВОВОЙ АКТ

1) С. (завет) мог заключаться как между отдельными людьми, так и между родами, коленами и народами (Бытие 31:44:49; Иисус Навин 9:3-27; 1-я Царств 18:1-4; 1-я Царств 20:8:17:23:42; 2-я Царств 5:1-3; 3-я Царств 5:1; 3-я Царств 20:34; Иезекииль 17:13). Стороны, заключавшие С., вступали в определ. правовые отношения друг с другом, причем права и обязанности сторон оговаривались до мельчайших деталей (Бытие 31:44:50:52; Левит 25:17; 2-я Царств 3:13; 3-я Царств 5:12). Различия в социальном статусе партнеров, их правах и обязанностях не были препятствием для заключения С. (ср. Авраам и Авимелех, Бытие 21:1; Иисус Навин и гаваонитяне, Иисус Навин 9:1; Давид и Ионафан, 1-я Царств 18:1; 1-я Царств 20:1);

2) С. считался священным, т.к. обычно он заключался «пред лицом Господа» (1-я Царств 23:18) или к.-л. божества и каждая из сторон призывала свое божество в свидетели (Бытие 31:50:53). Нарушение С. становилось грехом против Бога (Бытие 31:53; Амос 1:9) и вызывало Его гнев. С. скреплялся клятвой (Бытие 31:53; 2-я Царств 21:7), в которой партнеры часто призывали проклятия на свою голову в случае, если они нарушат соглашение. Следствием заключения С. были мир и единство, обусловленные выполнением каждой из сторон своих обязат-в по отношению к партнеру. Выполнение договора часто требовало от сторон «верности и милосердия». В случае заключения С. между Давидом и Ионафаном речь шла не просто об установлении дружеских отношений, которые могли возникнуть и без заключения С. (1-я Царств 18). Вступив в С., Давид и Ионафан приняли на себя определ. обязательства (1-я Царств 20:8: хранить верность договору, проявлять милосердие), которые остались в силе даже после смерти одного из партнеров (Ионафана, 2-я Царств 21:7). Личная симпатия обоих мужей (1-я Царств 18:1:3) привела к заключению С., что поставило их взаимоотношения на правовую основу, а это подразумевало гораздо большие, чем просто дружеские, обязательства;

3) заключение С. имело важное значение для социального и полит. развития Израиля. Наряду с кровным родством С. долгое время оставались единств. способом упорядочения межчеловеч. отношений. Вплоть до эпохи царей колена Израиля были объединены именно таким образом (см. 2-я Царств 5:1-3). Но после того как соглашения между коленами утратили свое значение, С. принял форму целевого договора (ср. 3-я Царств 5:12; 3-я Царств 15:19; Осия 12:1). Существовали договоры между государствами и торг. договоры, в которых идея братства, заложенная в понятии С., утрачивалась.

IV. СОЮЗ КАК БОЖИЙ ЗАВЕТ

Часто в истории Израиля одним из участников С. выступал Сам Бог, или, вернее, Бог вступал с людьми в отношения, определяемые как правовой С. Пророки понимали С. Бога с Израилем прежде всего как завет милости, который по непонятным соображениям вновь и вновь возобновлялся Богом, несмотря на то, что Израиль не всегда выполнял принятые на себя обязательства. В правовом отношении, однако, человек не может быть достойным партнером Бога. И если Бог все же вступает с ним в С., то это лишь свидетельство того, что Божий завет выходит за рамки понятия правового С. ( Святость.) В Писании говорится о целом ряде Божьих заветов:

1) ЗАВЕТ С НОЕМ

(Бытие 6:18; Бытие 8:21; Бытие 9:8-17): Бог обязался «не истреблять более всякую плоть» и обещал Ною многочисл. потомство. Ной, со своей стороны, обязан был отказаться от употребления в пищу крови животных и от совершения убийства. Свидет-вом завета стала радуга. Божьи благословения относились не к одному только Ною, они распространились затем на всю землю и на все человечество (Бытие 9:13:17);

2) ЗАВЕТ С АВРААМОМ

(Бытие 15:7-21; Бытие 17:3-14): Бог обещал Аврааму бесчисл. потомство и владение Ханааном. Авраам, в свою очередь, обязался совершать обрезание, служившее свидетельством завета. Упоминания об этом завете постоянно встречаются в тексте НЗ. Заключ. позднее на горе Синай завет не заменил завета с Авраамом, а значительно дополнил его (Исход 32:1; Исход 33:1; К Римлянам 4:13; К Галатам 3:17);

3) ЗАВЕТ НА ГОРЕ СИНАЙ

(Исход 19, Исход 20, Исход 21, Исход 22, Исход 23, Исход 24): Бог обязался сделать Израиль «собственным Его народом», а народ должен был сделаться «святым народом» (см. Исход 19:5; Второзаконие 26:17; Иеремия 7:23; Иезекииль 11:20; Осия 2:23 и т.д.). Свидет-вом завета стали Десять Заповедей (хранившиеся в ковчеге завета) и Книга Завета (Исход 24:4:7; вероятно, имеется в виду собрание законов в Исход 20:22-23:33), в которых подробно изложены обязательства Израиля. Заключение завета сопровождалось жертвоприношением, окроплением народа «кровью завета» (Исход 24:8) и трапезой в присутствии Бога (Исход 24:11). Создав себе идола, израильтяне нарушили завет, однако этот С. был торжественно восстановлен (Исход 34:27), ибо Бог милостив и верен завету, даже если другая сторона не выполняет свои обязательства (Исход 34:6-9). Еще раз завет был подтвержден в земле Моавитской (Второзаконие 29, ). При этом были заново записаны заповеди и воздвигнуты памятные камни, а на горах Гевал и Гаризим были произнесены соответственно проклятия и благословения (Второзаконие 27, ). Этот завет обновлялся трижды: а) при ИИСУСЕ НАВИНЕ, на народном собрании в Сихеме (Иисус Навин 24): инициатором обновления завета был Иисус Навин, который в изменившихся обстоятельствах призывает народ остаться верным Богу. Подробно изложив историю отношений Бога с Израилем, он предоставил народу возможность выбора между Богом и языч. божествами. Затем был установлен памятный камень (в качестве свидетеля слов Господних) и записан возобновленный договор; б) при ИОСИИ, в ходе проводившихся реформ (4-я Царств 22, 4-я Царств 23): после прочтения найденного в доме Господнем Закона Моисеева царь, народ и священники возобновили свои обязательства перед Богом, которые заключались в восстановлении культа, очищении его от элементов идолопоклонства, возрождении праздника Пасхи. Свидет-вом этого С. стала «Книга Завета» (возможно, книга Второзаконие или ее часть, напр. Второзаконие 12Второзаконие 27:1); в) при ЕЗДРЕ (Неемия 8Неемия 10:1; 1Езд. 10:3): народ исповедал свои грехи и обязался вновь исполнять заповеди Закона Моисеева, прежде всего в отношении празднования субботы, уплаты десятины и отказа от смешанных браков. Завет был подписан князьями и священниками (Неемия 9:38);

5) кроме того, особые заветы были заключены с Давидом (2-я Царств 7:1; ср. Исаия 55:3; Иеремия 33:21:26), Финеесом (Числа 25:11) и левитами (Малахия 2:4:8). В основе завета с ДАВИДОМ лежит пророчество Нафана (2-я Царств 7). Из Псалтирь 2 и Пс. 109становится очевидным, что этот завет – одно из важнейших мессианских обетований как ВЗ, так и НЗ.

V. ОСОБЕННОСТИ БОЖЬЕГО ЗАВЕТА 1) инициатива заключения завета исходит от Самого Бога. Только в упомянутых выше случаях обновления завета (причиной которого было покаяние) она отчасти принадлежит людям (см. Исход 34:1; Иисус Навин, Иосия и Ездра);

2) суть Божьего завета выражена в формуле, согл. которой Бог желает стать Богом Израиля, а Израиль должен стать Божьим народом (ср. Исход 19:5; Второзаконие 26:17; Иеремия 7:23; Иезекииль 11:20; Осия 2 и др.). Обязанности народа, вытекающие из завета, определены в Десяти Заповедях, в Книге Завета (Исход 20:1; Исход 24:7) и в других договорных записях (Иисус Навин 24:25; Неемия 8:1). К числу наиб. важных заветов относятся соблюдение субботы и совершение обрезания. Бог в ответ обязуется множить народ Израиля и отдать ему во владение землю Ханаанскую. Обращает внимание то обстоятельство, что обязательства Бога менее конкретны, чем обязательства народа, во всяком случае, во времена пророков. Это связано с тем, что завет был актом Божьей милости, ответом на которую со стороны народа стало непослушание и отпадение. Закон;

3) завет Бога с Его народом имеет свою предысторию, ему предшествует Божье милостивое деяние. Народ вступает в завет с Богом не для того, чтобы ч.-л. получить, а потому, что он уже получил Божье благословение. Лишь спустя долгое время после избрания Богом израильтян Своим народом народ Израиля признал Его своим Богом. Вступление в Божий завет означает для людей установление отношений с Богом, в то время как Бог всегда имел связь с людьми. Завет является волеизъявлением Бога, обязующегося выполнять его по Своей доброй воле, а не на основании к.-л. условий, выдвинутых партнером по договору. Т.о., ключевые понятия Библии – Божья милость и Его верность завету (ср. Исход 34:6-9). Это, однако, не исключает Божьего суда. Но суд превращается в средство, призванное вернуть нарушившего обязательства «в узы завета» (Иезекииль 20:37). Завет зиждется на верности Бога, преодолевающего людскую неверность судом и милостью. Бог – Господь Израиля потому, что Израиль должен стать Его народом, а не потому, что он уже является Его народом.

VI. НОВЫЙ ЗАВЕТ БОГА С ИЗРАИЛЕМ Из книг пророков становится очевидно, что Божий завет менее всего может быть назван правовым С., в основе которого лежат формально-правовые отношения (Ис, особенно начиная с Иезекииль 407; Иер; Иeз и Ос). Все пророки утверждают: завет постоянно нарушается народом, поэтому с правовой точки зрения его больше не существует (Исаия 24:5; Иеремия 31:32; Иезекииль 16:8:15; Осия 6 и т.д.). Они, однако, указывают на то, что Бог возобновляет завет с Израилем. Господь избирает Израиль (Исаия 42:6), проявляет к нему милость (Исаия 49:8), хранит его (Иеремия 33:20). Бог прощает Израилю грехи (Иеремия 31:34) – «ради имени Своего» (Иеремия 14:21) и при посредстве Своего Духа (Исаия 59:21) – и отказывается от Своего права вершить правосудие. Осия проникновенно описывает милосердие Бога, заключающего с народом Израиля брачный С., в котором личные отношения важнее, чем формальное право (Осия 2:18). Таким образом, новый завет, о котором говорят Иеремия (Иеремия 31:31-34; Иеремия 32:40) и Иезекииль (Иезекииль 11:19; Иезекииль 34:23; Иезекииль 36:25; Иезекииль 37:26), не является правовым С. Это основанный только на милосердии акт избрания, по собств. воле совершаемый Богом по отношению к Его вероломному народу. Этот завет милости осуществится с пришествием Божественного Мессии, Чей прообраз заложен уже в личности Давида ( Мессия). Следствие завета – мир Божий, вечный, как Его сущность и Его могущество (ср. Исаия 55:3; Иеремия 32:40; Иезекииль 16 и др.).

VII. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Употребление понятия «союз» в метафорич. значении встречается в Исаия 28(С. со смертью), Иов 31(завет с глазами) и в Иеремия 33(завет с днем; в Синод. пер. – «завет о дне»).

VIII. ИИСУС ХРИСТОС И НОВОМ ЗАВЕТЕ Греч. слово диатеке («завет») встречается в тексте НЗ 33 раза, в основном в цитатах из ВЗ и в других ссылках на него. Т.о., в основе новозаветного понятия «завет» лежит его ветхозаветная трактовка. Только в двух местах слово диатеке используется в значении «завещание» (К Галатам 3:15-17; К Евреям 9:15-20). Как и завещание, вступающее в силу только после смерти наследодателя, Божий завет стал действительным после смерти Иисуса Христа. Т.о., в НЗ различаются два завета, заключаемые по воле одного Бога, и поэтому оба действительные: новый завет представляет собой продолжение древнего (ветхого) (К Галатам 3:1; 2-е Коринфянам 3). Христос является Основателем и Ходатаем нового завета и вместе с тем – Целью и Исполнением обетования и всего ветхого завета (От Луки 22:20; 1-е Коринфянам 11:25; К Евреям 9:15).