Сон Библейская Энциклопедия Брокгауза

Сон

I. В теплом климате Ближнего Востока не было больших проблем с ночлегом. Общепринято было спать на жестком ложе, бедные люди спали прямо на земле, подобное случалось и в пути (Бытие 28:11). Часто спали на подстилке, которую на день скатывали. Там, где говорится о ношении постели, подразумевается именно такая подстилка (От Матфея 9:6; От Иоанна 5:9). У богатых были настоящие кровати с тонкими матрасами, которые использовали как по одному, так и во множестве, укладывая один на другой. Существовали одеяла, чтобы укрываться (Книга Судей 4:18, в Синод. пер. – «ковер»), но обычно для этого использовали плащ или верхнюю одежду (1-я Царств 19:13), которую по этой причине нельзя было удерживать в качестве залога дольше, чем до вечера (Исход 22:26:27; Второзаконие 24:12:13).

II 1) в С. видели не только здоровый отдых после тяжелой работы (Екклесиаст 5:11), но и воспринимали его как нечто угрожающее, полагая, что у С. есть общее со смертью. Спокойно и без опасений можно спать только потому, что Господь бодрствует (Псалтирь 3:6; Псалтирь 4:9; Притчи 3:24). Господь – страж Израиля, неусыпный и недремлющий (Псалтирь 120:3). Забота (Екклесиаст 5:11) или томление (Бытие 31:40) похищают С., но ленивого его долгий С. приводит к несчастью (Притчи 6:9-11; Притчи 20:13; Притчи 23:21). В решит. часы ученики оставляют Иисуса в одиночестве, потому что засыпают от усталости (От Матфея 26:36-46; От Луки 9:32). В метафорич. значении звучит призыв к Церкви, предостерегающий ее от духовного С. и зовущий проснуться и бодрствовать (От Марка 13:36; К Римлянам 13:11; К Ефесянам 5:14; 1-е Фессалоникийцам 5:6). Бодрствовать, просыпаться;

2) Господь не только охраняет спящих, Он посылает людям во С. Свои откровения и указания (Бытие 28:12-16; Иов 4:13-17; Иов 33:15-18; Иеремия 31:26; От Матфея 1:20-24; Сновидение Видение). кроме того, в отдельных случаях Бог наводит на человека особенно крепкий С., чтобы этим скрыть от него Свои действия, как это было в случае с Адамом (Бытие 2:21), при откровении Аврааму (Бытие 15:12), а также в истории с Саулом, которого Бог крепко усыпил, чтобы помочь Давиду (1-я Царств 26:12).

III. О С. в Библии часто говорится в метафорич. смысле. На тех, кто почитает Бога только внешне, а сердцем отстоит далеко от Него, Господь может навести дух усыпления (Исаия 29:10-14; К Римлянам 11:8), так что их глаза становятся как бы закрытыми (От Матфея 13:15; Деяния 28:27). О Божьем суде над народами сказано, что неблаговоление Господа погружает в С. и колесницу, и коня (Псалтирь 75:7), что Он упоит вавилонян так, чтобы они заснули мертвым С. и больше не проснулись (Иеремия 51:39:57). Так С. превращается в символ духовной или физич. смерти, а в Псалтирь 89:6, напротив, это образ быстрого течения жизни.