Соломон Библейская Энциклопедия Брокгауза

Соломон [евр. Шеломо, от евр. «процветание», «благоденствие», «мир» ].

I 1) сын Давида и Вирсавии. Родился прим. в 990 г. до Р.Х. В 970–930 гг. до Р.Х. занимал престол неразделенного царства Израиля и Иуды (3-я Царств 13-я Царств 11:1; 1-я Паралипоменон 29:202-я Паралипоменон 9). Еще до рождения С. Господь назначил его наследником престола, определил ему имя Соломон и обещал, что его царствование будет протекать в мире и спокойствии (1-я Паралипоменон 22:9). кроме того, Господь повелел через пр. Нафана наречь Соломону имя Иедидиа ­­ «Возлюбленный Богом» (2-я Царств 12:24). С., как миролюбивый царь, является прообразом Мессии, великого Божьего Царя-Миротворца. Но С., какой бы большой властью и славой он ни обладал, не был тем мессианским, праведным правителем, о котором пророчествовал Давид (2-я Царств 23:1-7);

2) при Давиде и С. царство Иуды и Израиля достигло наибольших размеров за всю свою историю. С. властвовал над всеми царствами от Евфрата до земли Филистимской и до границы Египта, народ в его время жил спокойно, «каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» (3-я Царств 4:20:25). Однако на склоне лет С. поддался влиянию своих жен-язычниц и наряду с почитанием Господа стал поклоняться идолам, чем навлек на себя Божий суд. У С. было два иноземных врага – Адер Идумеянин и Разон, царь Дамаска; впоследствии к ним добавился внутр. враг в лице Иеровоама, к которому позже, после смерти С., перешла власть над десятью израил. коленами (3-я Царств 11:14-40).

3) восхождение С. на престол состоялось еще при жизни его отца. Перед смертью Давид оставил С. завещание (3-я Царств 2:1-10). Вскоре к молодому царю обратился с просьбой Адония, еще при жизни Давида претендовавший на престол. Старший брат просил отдать ему в жены Ависагу, девушку, которая ухаживала за состарившимся Давидом, надеясь с ее помощью осуществить свои планы. С. не без основания усмотрел в этой просьбе новое посягательство на престол, по-этому Адония был убит. Поддержавший Адонию главный военачальник Иоав также был убит, а первосвященник Авиафар – сослан в Анафоф. Главным военачальником стал Ванея, а первосвященником – Садок (3-я Царств 2:12). Все это укрепило власть С. (в Синод. пер. отсутствует фраза, содержащаяся в евр. тексте 3-я Царств 2:46: «Так царство было укреплено в руке Соломона»). Могущество С. закрепилось и его женитьбой на дочери фараона (1-я Царств 3:1), вероятно, одного из последних фараонов XXI, или Танисской, династии ( Египет). Егип. царевна, видимо, была не первой женой С., поскольку его сын Ровоам родился в тот год, когда он стал царем (3-я Царств 11 и 3-я Царств 14:21).

II. В Гаваоне С. во сне явился Господь и сказал: «Проси, что дать тебе» (3-я Царств 3:5). С. попросил даровать ему разумное сердце, чтобы справедливо судить народ и различать, где добро, а где зло (3-я Царств 3:9), а также премудрости и знания (2-я Паралипоменон 1:10). За эту просьбу Господь обещал дать ему больше богатства и славы, чем любому из царей, правивших как до, так и после него. кроме того, С. была обещана долгая жизнь, в том случае если он будет следовать заповедям Божьим; этого, однако, не случилось: С. дожил лишь до 60 лет. О мудрости С. можно судить по тому, как он решал судебные дела (см. 3-я Царств 3:16-28); его мудрость была «выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян» (3-я Царств 4:30). С. называли автором 3000 притчей и 1005 песен (3-я Царств 4:32). Часть их сохранилась в Притчи 1:1Притчи 9:1; Притчи 10:1-22:16; Притчи 25Притчи 29:1 ( Песнь песней Екклесиаст). Разные люди, в т.ч. и цари, услышав о мудрости С., стремились познакомиться с ним лично (3-я Царств 4:33:34), среди них была царица Савская ( Шева) (3-я Царств 10:1-13; 2-я Паралипоменон 9:1-12). Позднее С. приписали апокрифич. книгу «Премудрость Соломона» и псевдоэпиграфы типа «Псалмы Соломона» и «Песни Соломона» ( Апокрифы).

III 1) С. прославился не только своей мудростью. Его власть и богатство также овеяны легендой. Известен С. и как строитель: своему народу он оставил величеств. храм. При сооружении храма С. оказал помощь тирский царь Хирам (1), приславший искусного ремесленника Хирама (2). Сооружение храма началось в 480 г. после исхода евреев из Египта, на четвертом году царствования С. (967 г. до Р.Х.) (3-я Царств 6:1; Летосчисление, IV,2). Строит-во было завершено через семь лет, т.е. в 961 г. до Р.Х. В течение след. 13 лет (3-я Царств 7:1) С. продолжал строительство своего дворца. В общей сложности сооружение храма и дворца заняло 20 лет (3-я Царств 9:10), с 967 по 947 г. до Р.Х.;

2) масштабные строит. работы, в т.ч. возведение укреплений, городов для запасов и колесниц, требовали много рабочих рук. С. установил для израильтян трудовую повинность (3-я Царств 5:13); оставшихся в стране хананеев он превратил в оброчных работников и низовых надсмотрщиков (1-я Царств 9:20; 2-я Паралипоменон 2:16), в то время как все руководящие должности занимали евреи (3-я Царств 9:22; 2-я Паралипоменон 8:9). Интересные подробности о разработке рудных копей в Араве (на юге и в окрестностях Пунона) совр. ученые узнали благодаря находке археологов – большой медеплавильной установке в Ецион-Гавере. Из этого порт. города корабли отправлялись в Офир (1-я Царств 9:26-28; 1-я Царств 10:11:22). Геогр. положение его царства позволяло С. контролировать все караванные пути, по которым шла транзитная торговля между Сирией, Месопотамией, Малой Азией на севере и Египтом и Аравией на юге. О податях, которые брали с купцов, упоминается в 1-я Царств 10:15; 2-я Паралипоменон 9:14. кроме того, С. был посредником в торговле лошадьми из Малой Азии и боевыми колесницами из Египта, то и другое он поставлял сир. и хеттским царям (3-я Царств 10:28:29; Мицраим). Торговля дала толчок строит-ву «городов для запасов», из которых особо упомянуты Фадмор (Пальмира), располож. сев.-вост. Дамаска, и Тамара – на юге (3-я Царств 9:18:19; 2-я Паралипоменон 8:4:6). Царство С., за искл. удела Иуды, было заново поделено на двенадцать областей, каждой из которых правил особый наместник (3-я Царств 4:5:7-19). Каждый из наместников в течение одного месяца в году отвечал за снабжение цар. двора (3-я Царств 4:7:22:23:27). В обязанности этих чиновников входило также снабжение постоянного войска (3-я Царств 4:28), состоявшего из 1400 боевых колесниц и 12 тыс. всадников. Для коней и колесниц было сооружено 4 тыс. стойл (2-я Паралипоменон 1:14; 2-я Паралипоменон 9:25). После того как С. закончил сооружение храма и дворца, Господь явился ему во второй раз (3-я Царств 9:1-9; 2-я Паралипоменон 7:11-22), причем теперь в словах Господа звучало грозное предостережение: если С. или его потомки отпадут от Бога, то храм превратится в груду развалин. Видимо, к этому времени С. стал уже не столь богобоязн. человеком, каким он был в начале своего царствования: несмотря на серьезное предостережение, он впал в идолопоклонство (3-я Царств 11:1-13). Толчком к этому послужили его браки, в которые он вступал по полит. мотивам. Наряду с женой-египтянкой у С. было 700 жен из княж. родов и 300 наложниц. Это были аммонитянки, эдомитянки, сидонянки, хеттеянки и т.д. Они склонили сердце стареющего царя к своим языч. богам, так что оно перестало безраздельно принадлежать Господу. С. стал служить финикийской ⇒ Астарте и аммонитскому Милхому, сооружал капища на высотах для Хамоса и Молоха. Тогда Господь оповестил С., что отнимет у него царство, а за его сыном останется лишь одно колено. Когда, процарствовав 40 лет, С. умер (3-я Царств 11:42), суд Божий над домом Давида и евр. народом выразился в разделе царства, которому уже никогда более не удавалось достичь прежнего могущества.