Совесть Библейская Энциклопедия Брокгауза

Совесть: 1) С. – это данное человеку Богом второе «я» [греч. сюнейдесис, «совесть», «сознание» ], которое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки и укоряет его, когда он поступает против установ. порядка. С. человека проявилась только после грехопадения, после того как впервые был нарушен установл. Богом порядок (Бытие 3);

2) С. может проснуться в человеке, когда он только еще намеревается совершить греховный поступок. Так, она заговорила в Пилате, когда по настоянию иудеев он отдал Иисуса на распятие (От Матфея 27:24). С. может пробудиться в человеке и в момент совершения им неправедного поступка, как, напр., у Давида, когда он отрезал край верхней одежды Саула (1-я Царств 24:6). И, наконец, С. может наказывать человека за уже совершенное преступление. Некоторые грехи оставляют в сердце человека след, который не стирается на протяжении всей жизни (1-е Тимофею 4:2). Проснувшаяся С. может подтолкнуть человека к обращению (2-я Царств 24:10), а также, как в случае с Каином, повергнуть в отчаяние: «Наказание мое больше, нежели снести можно» (Бытие 4:13);

3) если человек совершил неправый поступок, то С. «укоряет» (Иов 27:6), «беспокоит» (см. 1-я Царств 25:31), постоянно преследует (1-е Тимофею 4:2) до тех пор, пока Бог не очистит его (К Евреям 9:14; К Евреям 10:22) и не дарует ему непорочную С. (Деяния 24:16). Человек не в состоянии самостоят. успокоить пробудившуюся С. – ни делами, ни служением Богу (К Евреям 9:9:14). Только кровь Христа очищает человеч. сердце от «мертвых дел», от «порочной совести» (К Евреям 9:14; К Евреям 10:22). Только Господь дарует чистую, незапятнанную С. (в ВЗ: «сердце»). Вначале С. может быть «немощной» (1-е Коринфянам 8:12), но «испрашивание у Бога доброй совести» (так в греч. тексте; в Синод. пер. – «обещание Богу доброй совести» – 1-е Петра 3:21) укрепляет ее, так что больше никто не может «осудить» ее (см. К Римлянам 14:1; К Колоссянам 2:16; 1-е Тимофею 4:1-5). С. не чужда и падшему человеку. Об этом свидетельствует осознание своей греховности как евр. народом, так и язычниками (Иеремия 17:1; От Иоанна 8:9; ср. К Римлянам 2:15). Так как человеч. С. может руководствоваться ложными понятиями, то для установления сыновних отношений с Богом человеку не достаточно иметь лишь «чистую совесть». С., сердце могут ошибиться; С. и ум могут быть осквернены (К Титу 1:15). Господь «проникает» в человеч. сердце (Иеремия 17:9), и тогда христианин может положиться на Божье обетование и быть уверенным в прощении грехов и примирении с Богом (1-е Иоанна 3:20) даже в том случае, если его преследуют укоры С. Обычно же С. свидетельствует человеку «в Духе Святом» (К Римлянам 9:1), идет он путями Божьими или нет. Духовная радость служит свидетельством С., непорочной пред Богом (1-е Иоанна 3:21);

4) в ВЗ нет отдельного слова, обозначающего понятие «С.», в этом значении здесь употребляется слово «сердце». В соотв. с подобным словоупотреблением в 1Тим. 1говорится о любви «от чистого сердца и доброй совести».