Соблазн, вводить в соблазн Библейская Энциклопедия Брокгауза

Соблазн, вводить в соблазн

I. Букв. значение греч. слова скандалон – «колышек, поддерживающий дверцу ловушки». Более отвлеченно оно обозначает также «толчок», «удар». В основе понятия С. лежит представление о препятствии на пути, которое сбивает с толку, останавливает или приводит к падению. Это хорошо видно в тех местах библ. текста, где присутствует целый ряд слов с похожим значением: камень преткновения, скала С., петля, сеть (Исаия 8:14); сеть, тенеты и петля (К Римлянам 11:9); претыкаться, соблазняться, изнемогать (К Римлянам 14:21).

II 1) это понятие в Библии чаще всего касается отношений с Богом (в Рим. 14также и отношений между братьями во Христе). Все, что способно увести человека с пути веры и послушания, является С. (ловушкой), поводом для греха (От Матфея 5:29) и самим грехом (От Матфея 13:41; 1-е Иоанна 2:10), и прежде всего – это грех идолопоклонства (Иезекииль 14:7; Софония 1:3; Откровение 2:14);

2) грех и сам является С., отдаляющим от Бога (Малахия 2:8). Поэтому Иисус и Павел с такой настойчивостью предупреждали об опасности ввести в С. «малого», или слабого, брата, т.е. создать ему препятствия на пути веры (От Матфея 18:6; От Марка 9:42:45; От Луки 17:1; К Римлянам 14:13:21; 1-е Коринфянам 8:13; 1-е Коринфянам 10:32).

III. Но существует и другой С., который делает явным скрытое непослушание. Здесь Бог (Исаия 8:14), раб Господень (Исаия 52:13), Иисус (От Матфея 11:6; От Матфея 15:12; От Иоанна 6:61) и Его Крест (1-е Коринфянам 1:23; К Галатам 5:11) становятся камнем преткновения для людей, в своей слепоте и самоуверенности не понимающих Божьего пути. Этой опасности подвержены и ученики Иисуса (От Матфея 26:31:33). Поэтому Господь предсказывает им гонения и бедствия (От Иоанна 16:1), чтобы предохранить их от преткновения и отпадения, которые особенно легко могут случаться в трудные времена (От Матфея 13:21:57; От Матфея 24:10).