Смиренномудрие (смирение) Библейская Энциклопедия Брокгауза

Смиренномудрие (смирение)

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

В Библии под С. понимается отсутствие гордости, стремления возвыситься над другими людьми. Однако С. – не пассивная покорность, но активные, смелые действия. Высокомерный считает себя выше, чем он есть на самом деле, но С. состоит не в чрезмерном самоуничижении, а в последоват. осознании собственного ничтожества и своего положения по отношению к Богу (для Иисуса – в усвоении человеч. природы). С. есть вид искренности, стояние в истине. Для того, кто не осознает и не признает своего ничтожества, Бог не может стать всем: Он «смиренным дает благодать» (1-е Петра 5:5; Иакова 4:6; ср. Иов 22:29; Исаия 57:15) и дарует успех чистым сердцем (3-я Царств 9:4; 1-я Паралипоменон 29:17). Грех Лаодикийской церкви (Откровение 3:17) – высокомерие (она считает себя богатой), разоблачаемое, однако, как самообман, ибо у Бога – иные мерила.

II. ЛОЖНОЕ СМИРЕННОМУДРИЕСуществует и ложное С., носители которого унижают себя внешне перед людьми или пред Богом, однако этим хотят лишь показать, насколько они смиренны. В основе своей это затаенное высокомерие, удовлетворяющее только плоть (К Колоссянам 2:23; ср. От Луки 18:9-14).

III. СМИРЕННОМУДРИЕ В БИБЛЕЙСКОМ ПОНИМАНИИС., жизнь по правде и праведности, проявляется в четырех аспектах:

1) С. перед Богом (Михей 6:8): «смириться под крепкую руку Божию» (1-е Петра 5:6; Иакова 4:10) означает осознать собств. положение пред Богом: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе» (К Римлянам 7:18). Это означает не принижение добра самого по себе (что было бы оскорблением Того, Кто даровал его нам), а лишь то, что в отношении добра нужно постоянно иметь в виду следующее: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» Тогда исчезнет и заносчивость по отношению к другим (1-е Коринфянам 4:6; ср. 1-е Коринфянам 15:10). Полное признание своей греховности перед Богом (и прежде всего честная самооценка перед Ним) дается, конечно, легче в тех обстоятельствах, когда стремятся спасти свое положение в глазах ближних, сохранить свою репутацию;

2) С. перед братьями и сестрами внутри общины. Здесь также имеется в виду не высокомерное самоуничижение, а непритязат. скромность, когда человек ведет себя как низший, как бы утверждая этим, что пребывает пред Богом. Благодаря С. другого почитают «высшим себя» (К Филиппийцам 2:3). Это пребывание в истине, это «хождение во свете, подобно как Он во свете» есть условие сохранения «общения друг с другом» (1-е Иоанна 1:6-8; ср. Псалтирь 42:3), поэтому следует «препоясать свои чресла» истиною (К Ефесянам 6:14; К Филиппийцам 4:8) и «взыскивать» С. (Софония 2:3; К Колоссянам 3:12; 1-е Петра 5:5). Разумеется, призыв почитать другого высшим себя действителен и по отношению к различным церквам, к христианам других деноминаций;

3) то же С. необходимо и перед ближними, перед миром: истина есть плод света (К Ефесянам 5:9, см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), и свидетельство перед миром приобретает достоверность только тогда, когда христиане искренни с внешним миром, не щадят себя и не оправдывают того, что заслуживает порицания. Признание заслужит то С., которое не прикрывается перед ближними благочестивыми формулами, но предоставляет себя Божьему суду, которое пробуждает веру во Христа;

4) С. и искренность по отношению к самим себе: Бог Сам истинен (Откровение 6:10), и люди, как Его дети, должны избегать лжи в любой форме – здесь лежит ключ ко всякой мудрости (Притчи 11:2). Истинное смирение обретают благодаря подвигу искупления, совершенному Христом на кресте; обладающие таким С. отказываются от самовозвеличивания и самовосхваления (К Римлянам 3:23:27; К Галатам 6:14). Только у того, кто «смирен сердцем» (От Матфея 11:29), можно научиться любить страдание и отверженность (К Филиппийцам 3:10:18) и говорить: «и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» (2-я Царств 6:22), т.е. настолько ничтожным, насколько человек ничтожен на самом деле. Там, у креста, учатся благодарности за страдания: «благо мне, что я пострадал» (Псалтирь 118:71:75). Там люди понимают, что человек, не подвергающийся унижениям, живет как лицемер: «Прежде страдания моего я заблуждался» (Псалтирь 118:67) и что все их прежние достижения были лишь видимостью. Христиане должны стремиться к тому, чтобы о них свидетельствовали сама истина и само добро (см. К Филиппийцам 4:8; 1-е Иоанна 5:20).