Смерть Библейская Энциклопедия Брокгауза

Смерть Это слово имеет в Библии два значения: «состояние, наступающее по завершении земной жизни», а также «почти персонифицир. описываемая сила, которая приводит к этому состоянию».

I. Обычно под С. подразумевается то мгновение, когда приходит конец жизни человека, т.е. прекращается жизнедеятельность организма – исчезает сознание, останавливается дыхание, тело остывает и начинается тление (ср. 4-я Царств 4:31:32; От Иоанна 11:39). С. может наступить в результате болезни (4-я Царств 20:1; Иеремия 16:4; От Луки 7:2; От Иоанна 11:4), старости (ср. Бытие 25:8), от получ. ран, а также в результате казни, т.е. через кровопролитие (см. Бытие 9:6). Поскольку С. означает утрату физич. жизни, то она горька (1-я Царств 15:32) и мучительна (Деяния 2– см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Вместе с тем она может быть желанной не только для притесняемых и бедных (Иов 3:1; Иов 6:8-13), но и для пресытившихся жизнью (Иона 4:8). В бедствиях последних дней истории люди станут искать С. (Откровение 9:6), но не найдут ее.

II. Однако чаще С. изображается в Библии как персонифицир. богопротивная сила, которая, будучи врагом жизни, угрожает ей, разрушает ее и в конце концов побеждает человека, разрывая все его связи с окружающим миром (Руфь 1:17; Псалтирь 17:5:6). В этом значении С. изображена в Откр. 6в виде всадника на белом коне ( Преисподняя). Со времен Адама (К Римлянам 5:14) власть С. над людьми всеобща и касается всех без исключ. (Псалтирь 89:4; Екклесиаст 3:19-10; Исаия 40:6-8; К Римлянам 5:12; 1-е Коринфянам 15:22). Человек пребывает в «тени смертной» (От Матфея 4:16). С. – следствие и плод греха, отпадения человека от Бога (Бытие 2:17; К Римлянам 5:12; К Римлянам 6:23). Не соблюдая заповеди Бога и предаваясь греху, человек попадает во власть С. (К Римлянам 6:16; К Римлянам 8:6; 1-е Коринфянам 15:56; К Евреям 2:14:15; Иакова 1:15). Поскольку это обстоятельство осознавалось уже в ВЗ, то считалось, что прикосновение к мертвому телу оскверняет человека (см. Левит 5:2; Числа 19:11). При этом не следует забывать, что Павел в своих пояснениях всегда говорит о С. человека – образа Божьего, но не о смерти животного, поскольку С. животного в отличие от С. человека остается лишь явлением природы. Бог Сам может во исполнение Своего суда предать человека С. (1-я Царств 2:31), «свести» его «к персти смертной» (Псалтирь 21:16). Но Бог не хочет С. человека, даже если этот человек беззаконник (Иезекииль 18:23); Он в конечном итоге всегда остается врагом С. (ср. Осия 13:14). Бог вырывает у С. ее добычу (Псалтирь 32:19; Псалтирь 55:14; Псалтирь 67:21), до тех пор пока окончат. не победит и не уничтожит С. (Исаия 25:8; 1-е Коринфянам 15:26; Откровение 20:14).

III. Библия делает различие между жизнью физич., временной, и жизнью вечной. Вечная жизнь – это полное и непрерывное общение человека с Богом. Аналогично Библия различает физич. и духовную С. И если духовная жизнь – это добро, то вечная С. представляет собой зло, проклятие и гибель (Второзаконие 30:15:19; Притчи 2:18; Притчи 8:36; Притчи 11:19; Притчи 12:28). Духовная С. означает утрату общения с Богом и способности различать добро и зло (От Луки 15:32; 1-е Тимофею 5:6; 1-е Иоанна 3:14), разложение (К Ефесянам 2:1; К Колоссянам 2:13), следствием чего является проклятие и закоснелость (ср. От Матфея 23:13). При этом людям, духовно мертвым, может казаться, что они находятся в нормальных отношениях с Богом (Откровение 3:1). В состоянии духовной С. пребывают все люди со времени отпадения от Бога; положение изменяется тогда, когда человек по милости Божьей оказывается спас. для новой жизни через возрождение (От Иоанна 5:24). Поэтому о верующих сказано, что они не увидят С. вовек (От Иоанна 8:51), ибо новая жизнь не может быть убита человеком (От Матфея 10:28). О том, что существование человека не заканчивается физич. С., ясно свидетельствует книга Откровения. Неверующие подвержены «второй смерти» (Откровение 2:11; Откровение 20:6), которая прекращает их существование, а вместе с тем и возможность обращения к Богу, и в конечном итоге уничтожит все богопротивное на небе и на земле (Откровение 20:14; Откровение 21:4:8; Суд Проклятие). Вторая С. не имеет власти над верующими (Откровение 20:6), потому что Христос, Который сначала Сам предал Свою душу на С. (Исаия 53:12; К Филиппийцам 2:8), тем самым отнял у С. ее власть (2-е Тимофею 1:10), поглотил С. Своей победой, т.е. упразднил ее (1-е Коринфянам 15:54). Ученики Иисуса становятся причастными к этой победе, соединяясь с Христом через крещение в С. (К Римлянам 6:3). Так они оказываются освобожд. от власти С. (К Римлянам 8:2), и ничто (К Римлянам 8:38) не может вырвать их из руки Господа, отделить от Его любви. Поэтому С. Господа, которую Церковь возвещает в Вечере Господней, есть исток и начало их жизни (ср. К Римлянам 5:10; 1-е Коринфянам 11:26). Благодаря Своей победе Христос является и Господином над С. (Откровение 1:18), и С. будет вынуждена отдать Ему всю свою добычу (Откровение 20:13). Впрочем, об этой власти Бога знал и ВЗ. Так, текст Псалтирь 15:10 свидетельствует, что Бог не отдаст С. своих святых. Божья власть проявляется в восхищении Еноха (Бытие 5:24), а также в том, что с момента Второго пришествия Христа живущие верующие уже не будут умирать (ср. 1-е Фессалоникийцам 4:17). Быть предаваемым С., подобно Христу, – естеств. для христианина (2-е Коринфянам 4:11); в его С., как и в его жизни, возвеличивается Христос (К Филиппийцам 1:20), ибо его любовь к Христу превышает любовь к собств. жизни (Откровение 12:11). Умирая, он устремляет свой взор на небо, к Господу (Деяния 7:55). И он знает, что его физич. С. не прекращает истинную жизнь, общение с Богом (ср. От Иоанна 8:51; От Иоанна 11:25). В ВЗ также говорится, что праведный и при С. своей может быть утешен надеждой (ср. Притчи 14:32).

IV. Бог ставит человека перед выбором между жизнью и С. (Второзаконие 30:15; Иеремия 21:8). В НЗ это происходит через проповедь Евангелия, принимая или отвергая которое человек решает вопрос о жизни или С.; Евангелие есть «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2-е Коринфянам 2:16).

V. Подобно тому как обычно мертвым называют все то, что уже не способно отвечать, реагировать и действовать (ср. От Матфея 28:4), Библия применяет это определение ко всему, что не имеет силы и значения пред Богом, в первую очередь к идолам (Псалтирь 105– в Синод. пер. – «бездушные»), а также к тщетной попытке человека оправдаться делами (К Евреям 6:1) и даже к вере, если она не проявляется в делах христ. любви (Иакова 2:17).