Служитель Библейская Энциклопедия Брокгауза

Служитель [греч. диаконос] – это тот, кто прислуживает к.-л. (за столом). В НЗ это слово употребляется в разных значениях.

I. ОБЩЕПРИНЯТОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Тимофей назван С. Иисуса Христа (1-е Тимофею 4:6), Епафрас – С. Христа (К Колоссянам 1:7), а Тихик – С. и сотрудником в Господе (К Колоссянам 4:7). Ап. Павел называет Божьими слугами также языч. власти и их представителей (К Римлянам 13:4:6), имея в виду не их внутр. позицию, а то, что земная власть установлена Богом.

II. ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

В НЗ говорится о С. [греч. диакониа] слова (Деяния 6:4), о С. духа и Нового Завета (2-е Коринфянам 3:6), о Христе, как о «служителе для обрезанных» (К Римлянам 15:8). Сказано также, что С. сатаны принимают вид С. правды (2-е Коринфянам 11:14).

III. ДОБРОВОЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ

Греч. слово диакониа подразумевает не исполнение установленных заранее обязанностей, а добровольное служение ближнему. Семейство Стефана добровольно посвятило себя на служение «святым» (1-е Коринфянам 16:15). Фива была диакониссой церкви Кенхрейской (К Римлянам 16:1; в ст. 2 она названа греч. словом простатис – «защитница», «помощница», «покровительница»). Существует также мнение, что диакониссой называли жену диакона (1-е Тимофею 3:11), но сказанное Павлом в 1Тим. 5об условиях, необходимых для избрания женщины на должность в общине, не подтверждает этого предположения.

IV. СЛУЖЕНИЕ ДИАКОНА

Должность С. (диакона) четко выделяется из числа других должностей (К Филиппийцам 1:1; 1-е Тимофею 3:8-13). Диаконы избирались на собрании общины (Деяния 6:3; Должность, II,Б) и поставлялись на служение через возложение на них рук апостолами (Деяния 6:6). Следует, однако, иметь в виду, что «семь человек», упомянутых в Деян, не названы диаконами; возможно, у них были другие обязанности, по крайней мере двое из них несли евангельское служение (Деяния 6Деяния 7:53; Деяния 8:5). Диаконы должны быть «изведанными и исполненными Святого Духа и мудрости» (Деяния 6:3), «честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести» (1-е Тимофею 3:8). «Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем» (1-е Тимофею 3:11). Диаконы должны хорошо управлять своим домом (1-е Тимофею 3:12), к служению они приступали, только пройдя испытание (1-е Тимофею 3:10). В древней Церкви каждая община имела несколько диаконов. Но они (как и другие С. общины) служат в первую очередь не общине, а Богу.