Скорбь Библейская Энциклопедия Брокгауза

Скорбь

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

Изначальное значение греч. слова тлипсис – «теснота», «притеснение». С. связана с бедствиями и притеснениями, в частн. с гонениями (1-е Фессалоникийцам 1:6; 1-е Фессалоникийцам 2:14), пребыванием в узах (Деяния 20:23; К Ефесянам 3:13; Откровение 2:10), поношениями (К Евреям 10:33), духовными борениями (2-е Коринфянам 7:5), болезнями, голодом. Павел противопоставляет С. покой (2-е Коринфянам 7:5), отраду, которую принесет Христос (2-е Фессалоникийцам 1:7; ср. К Евреям 4:9-11); с Его приходом будет положен конец всякой С.

II. СКОРБЬ В БОЖЬЕМ ЗАМЫСЛЕ СПАСЕНИЯ

С. не было в первонач. сотвор. мире, где, по Божьему определению, все было «хорошо весьма» (Бытие 1:31). Жизнь первых людей в раю ничем не была омрачена (Бытие 2). С. не будет и в том мире, который будет заново сотворен Богом по окончании времен (Исаия 65:17; Исаия 66:22; 2-е Петра 3:13; Откровение 21:1-7), где «отрет Бог всякую слезу» (Откровение 7:16; Откровение 21:4; ср. Исаия 25:8; Исаия 35:10). С. – это реалия павшего мира (От Иоанна 16:33); ее порождают след. причины:

1) скорбь как следствие греха. Своим грехопадением человек привнес в жизнь все мыслимые С. (Бытие 3:15), причем самым глубоким выражением С. стала смерть (К Римлянам 6:23). Грехопадение следует понимать не только как произошедшее однажды историч. событие, проклятием тяготеющее над нашей жизнью, но и как событие, повторяющееся в жизни каждого человека (Бытие 42:21; Исаия 8:21:22). Человек должен познать, какие бедствия и страдания приносит то обстоятельство, что он оставил Бога (Иеремия 2:19). С. стала обратной стороной всей жизни человека (Екклесиаст 1:18), особенно его стремления к удовольствиям (Притчи 23:29);

2) скорбь как следствие обращения к Богу. Обращение не означает, как часто думают люди, устранения или уменьшения С., напротив, оно часто знаменует собой ее приумножение (От Матфея 24:9; Деяния 9:16). Это познали еще благочестивые люди ВЗ (2-я Царств 4:9; Псалтирь 33:20; Псалтирь 72 и др.). В НЗ слова «С.» или «теснота» применяются почти исключит. по отношению к страданиям, которые постигают христианина за его принадлежность Христу (2-е Коринфянам 1:4-11; 2-е Коринфянам 4:8; 1-е Фессалоникийцам 1:6; К Евреям 10:33; Откровение 2:9:10). Эта С., вызываемая обращением к Богу, была обусловлена не особенностями того времени, но духовными законами, действующими на протяжении всей истории. Как Иисусу «должно» было по воле Бога принять страдания (От Матфея 16:21; От Луки 24:26-46), так и христианам «многими скорбями надлежит ... войти в Царствие Божие» (Деяния 14:22). Этот духовный закон неотвратим, и Павел разъясняет его действие в своем Первом послании к Фессалоникийцам (1-е Фессалоникийцам 3:3:4). То, что относится ко всем христианам – иначе они не чада Божьи, а отверженные (К Евреям 12:7:8), – в еще большей степени касается апостола (2-е Коринфянам 1:5). Он терпит С. не только за себя, но и за Церковь (К Ефесянам 3:13; К Колоссянам 1:24);

3) скорбь как знамение конца времен. С. христиан имеют эсхатологич. характер, они – указание на то, что «последнее время» наступило (1-е Иоанна 2:18). Это последнее время характеризуется невиданным сгущением и вселенским размахом страдания, перед которым бледнеют все предшествующие С. (От Матфея 24:1; От Марка 13:1). Именно в этом значении в Библии сказано о «великой скорби» (От Матфея 24:21; От Марка 13:19; Откровение 7:14). Она есть начало Божьего суда, который явится «днем скорби» (Софония 1:15; ср. К Римлянам 2:9), «ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью» (2-е Фессалоникийцам 1:6).

III. СКОРБЬ В ЖИЗНИ ХРИСТИАН

Всякая С. несет с собой соблазн отпадения от Бога (От Марка 4:17; 1-е Фессалоникийцам 3:3-5). Тем не менее она не бесполезна для верующего. Со С. ему открывается широкий горизонт веры, уходящий подчас и за смертную черту. С. не может отлучить верующего от любви Христовой (К Римлянам 8:35), напротив, она должна привести к истинному соединению с Ним:

1) Господь посылает нам С., чтобы проверить и испытать нашу веру (2-е Коринфянам 8:2; 1-е Петра 1:6; Иакова 1:12), чтобы показать христианам, что надо «надеяться не на самих себя, но на Бога» (2-е Коринфянам 1:8). С. заставляет нас прибегать к молитве (Исаия 26:16; Иона 2:2) и воспитывает в нас терпение (К Римлянам 5:3; К Римлянам 12:12; 2-е Коринфянам 1:6; 2-е Фессалоникийцам 1:4). кроме того, С. может служить распространению Евангелия (Деяния 8:4; Деяния 11:19) и способствовать тому, «чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби» (2-е Коринфянам 1:4);

2) в конечном итоге любую С. можно перенести, сознавая, что она ограничена во времени и должна смениться славой Божьей (2-е Коринфянам 4:17), обетов. верующим (2-е Коринфянам 4:18; К Римлянам 8:17) и многократно превосходящей все, что человеку приходится испытать на земле (2-е Коринфянам 4:18). Христиане могут считать свою С. залогом этой цели (2-е Фессалоникийцам 1:4:5), ибо Сам Бог, Спаситель от всякой С. (Иов 5:19; Иов 19:25), «отрет ... всякую слезу с очей их» (Откровение 7:16);

3) С. не является препятствием для радости (2-е Коринфянам 7:4), как это может показаться безбожному уму, но соседствует с радостью, вызываемой Св. Духом (1-е Фессалоникийцам 1:6). Если человек осознает это, то даже сама С., о которой говорит Павел (К Римлянам 5:3), может стать предметом радости (2-е Коринфянам 8:2; К Колоссянам 1:24). Ибо то, что Иисус «победил мир» с его С. (От Иоанна 16:33), является для веры познанной реальностью и достаточной причиной для радости.