Скопцы Библейская Энциклопедия Брокгауза

Скопцы При цар. дворах на Востоке С., т.е. мужчины, различными способами лишенные способности к деторождению (ср. Второзаконие 23:2), использовались как стражники в гаремах (Есфирь 2:3:14; Есфирь 4:5, в Синод. пер. везде – «евнухи») и на других придворных постах. В результате этого евр. слово сарис, переводимое как «евнух», приобрело расширенное значение, так что не всегда, когда оно встречается в Библии, под ним подразумевается именно С. Суд над потомками Езекии, который возвещает Исаия в 4-я Царств 20:17:18; Исаия 39:7, очевидно, подразумевает и физич. оскопление. У израильтян было запрещено оскоплять как людей, так и животных, ни один скопец не мог войти в общество Господне (Левит 22:24; Второзаконие 23:1). С. не допускали к священнич. служению (Левит 21:20). Но когда наступит время спасения Божьего, Господь примет и евнуха (Исаия 56:3-5; ср. Иеремия 38:7; Иеремия 39:15-18); в связи с этим крещение евнуха [греч. эунухос], вельможи Кандакии (Деяния 8:27-39), приобретает особое значение. В Мф. 19слово «скопец» используется для обозначения человека, родившегося с соотв. недостатком, а также оскопл. людьми или оскопившего себя ради Царства Небесного (ср. 1-е Коринфянам 7:7:25-40).