Синедрион Библейская Энциклопедия Брокгауза

Синедрион

1) С. – это высший правительств. и судебный орган у иудеев в послепленный период (ср. надпись на монете Маккавея Иоанна Гиркана; Деньги, II). Еще персы предоставили евреям право самостоят. осуществлять судебную власть (1Езд. 7:25; ср. 1Езд. 10:14). Это право сохранялось за ними и позднее. Однако после 30 г. по Р.Х. права С. в отношении смертной казни были ограничены (От Иоанна 18:31). Отныне смертный приговор, вынесенный С., приводился в исполнение только по утверждении его рим. наместником. На практике же существовала возможность безнаказанно обойти это положение, как напр., в случае с незаконной казнью Стефана (Деяния 7:57). Поскольку С. по своей сути был религ. органом живущего в подчинении закону иуд. общества, то его авторитет в новозаветный период распространялся не только на собственно евр. тер., но, видимо, и на иудеев, живших, напр., в Дамаске (Деяния 9:1);

2) в состав С. входил 71 человек. Председательствовал на нем избранный на год первосвященник ( Каиафа Ханания, 16). В С. также входили первосвященники, т.е. члены первосвященнич. семейств ( Анна; ср. Деяния 4:6: Иоанн и Александр), саддукеи и фарисеи (От Иоанна 7:45; Деяния 23:6). Саддукеи, как правило, поддерживали полит. линию первосвященника и были представлены в С. священниками; книжники и раввины, принадлежавшие по большей части к группе фарисеев, составляли оппозицию (см. Деяния 23:9). В числ. отношении фарисеи составляли большинство в С., но они были расколоты на два лагеря: одни из них принадлежали к школе рабби Гиллеля, другие – к школе рабби Шаммая. Весь С. нередко обозначается в НЗ как «первосвященники со старейшинами и книжниками» (От Матфея 26:57; От Марка 15:1; От Луки 22:66). Из членов С. в НЗ поименно названы Гамалиил (Деяния 5:34), Иосиф из Аримафеи (От Марка 15:43; От Луки 23:50) и Никодим (От Иоанна 3:1; От Иоанна 7:50). Был ли Савл из Тарса (Деяния 7:58; Деяния 8:1; Деяния 9:1) полноправным членом С., неизвестно.