Сердце Библейская Энциклопедия Брокгауза

Сердце

I. В ВЗ и НЗ слово «С.» употребляется преимущ. в переносном значении. В прямом значении С. – это жизненно важный орган (см. Второзаконие 28– «оцепенение сердца»); стрела, вонзенная в С., приносит смерть (2-я Царств 18:14). Ложь, страх, непослушание, испуг или большая радость заставляют «всколебаться» С. (1-я Царств 24:6; 2-я Царств 24:10; Исаия 7:2).

II. Слово «С.» обозначает в Библии в основном сущность человеч. личности, СРЕДОТОЧИЕ ДУШИ И ДУХА. Так, С. человека ощущает подавленность (Псалтирь 33:19), печаль (От Иоанна 16:6), смущение (От Иоанна 14:1), скорбь (2-е Коринфянам 2:4) или радость (От Иоанна 16:22). Человеч. С. исполнено воли и решимости действовать (Неемия 4:6, букв. «доставало сердце работать»), оно «обдумывает свой путь» (Притчи 16:9). Человеч. С. открыто другим людям (2-е Коринфянам 7:3); здесь живет преданность (2-я Царств 15:6), но может поселиться и ненависть (Левит 19:17); здесь принимается решение о послушании или непослушании (Деяния 7:39). В С. живут мудрость и глупость (3-я Царств 3:12; Псалтирь 13:1; Притчи 22:15), желание и надежда (Псалтирь 36:4), представления и знания (1-е Коринфянам 2:9). «От избытка сердца говорят уста» (От Матфея 12:34). С. имеет способность рассуждать (1-е Коринфянам 7:37), умиляться (Деяния 2:37); оно может быть приравнено к совести (1-е Иоанна 3:19). Т.о., в С. коренятся глубинные мотивы человеч. поступков (см. Притчи 15:13; От Марка 2:6-8) – как злых (Деяния 8:21), так и добрых (1-е Тимофею 1:5). С. может быть не только чистым и добрым (Псалтирь 50:12; От Луки 8:15), но и злым и неверным (От Луки 6:45; К Евреям 3:12). С. представляет всю личность (Псалтирь 26:8); оно обозначает человеч. сущность (Притчи 4:23; ср. «сокровенный сердца человек» в 1-е Петра 3:4). Человек, делающий ч.-л. от всего С., принимающий в к.-л. сердечное участие, противопоставлен в Библии тому, кто творит показное благочестие (1-я Царств 16:7; Иеремия 29:13; Осия 7:14; Иоиль 2:13; От Матфея 18:35; 2-е Коринфянам 5:12). Главное дело человеч. жизни написано «в сердцах наших» (2-е Коринфянам 3:2). Человек.

III 1) именно С. принимает ДУХОВНОЕ РЕШЕНИЕ об отношении к Богу, избирая веру в Него или непослушание Ему. Поэтому призыв любить Господа (От Марка 12:30; От Луки 10:27) обращен в первую очередь к С. и только затем – к душе, воле и разуму. С. может ожесточиться или окаменеть (Исход 4:21; От Марка 6:52; К Евреям 3:8), омрачиться непониманием (К Римлянам 1:21), на нем может лежать «покрывало» непонимания (2-е Коринфянам 3:15). Библия не оставляет сомнения в том, что неверующий человек в своем С. зол, упрям, непослушен, себялюбив (Исаия 29:13; Иеремия 5:23; Иеремия 7:24). С. может прельститься грехом, сатана стремится вложить в С. человека греховные помыслы (см. Деяния 5:3; 2-е Петра 2:14), в С. могут поселиться идолопоклонство и ложная вера;

2) от открытости С. во многом зависит, придет ли человек к вере, покаянию и обращению. Только Богу подвластно сотворить чистое С. (Псалтирь 50:12). Только Ему под силу раскрыть С. человека для пробуждения веры (Деяния 16:14); и только Он дарует разумное С. (3-я Царств 3:9; ср., однако, Иакова 4:8). Необходимо помнить о том, что С. побуждает нас совершить тот или иной поступок. Именно поэтому Бог стремится написать Свой Закон в наших С. (Иеремия 31:33; К Евреям 8:10) и дать нам новое С. (Иезекииль 36:26): все наши помыслы, воля и дела должны определяться благоговением перед Божьим именем и подчиняться Его воле (Псалтирь 85:11);

3) это ветхозаветное обетование Бог исполняет в Своей Церкви, изливая в наши С. Свою любовь (К Римлянам 5:5), Свой Дух (2-е Коринфянам 1:22; К Галатам 4:6). Тогда в них вселяется Христос (К Ефесянам 3:17), озаряющий наши С. (2-е Коринфянам 4:6) и соблюдающий их (К Филиппийцам 4:7). Христос заботится о том, чтобы С. укреплялись благодатью в вере (1-е Фессалоникийцам 3:13; К Евреям 13:9; Иакова 5:8). С., отданное Христу, становится сосудом, вмещающим богобоязненность, богопочитание и боговосхваление (К Ефесянам 5:19; К Колоссянам 3:16; 1-е Петра 3:15). Человек должен возлюбить Бога всем С., всем своим существом (Второзаконие 6:5; Второзаконие 30:10; Иеремия 29:13; От Матфея 22:37) и повиноваться Ему безраздельно (К Ефесянам 6:5). Что это значит, видно из сравнения судеб Давида и Соломона (3-я Царств 11:4:9). С. Давида, несмотря на грехи (2-я Царств 11), принадлежало Господу; Соломон же отвратил свое С. от Господа, когда жены склонили его к служению чужим богам. Идолопоклонство – это отпадение от Бога (см. К Римлянам 1:23);

4) человеч. С. всегда открыто пред Господом, Бог испытывает и судит его (1-е Фессалоникийцам 2:4), оно обнаруживает самые сокровенные помыслы (1-я Паралипоменон 29:17; Псалтирь 7:10; Псалтирь 138:23). Слово Божье «судит помышления и намерения сердечные» (К Евреям 4:12), а на грядущем суде Господь «обнаружит» (т.е. выявит) скрытые «сердечные намерения» (1-е Коринфянам 4:5). Но Его Дух в Церкви уже и ныне может открывать сокровенные тайны С. (Деяния 5:3; 1-е Коринфянам 14:25).

IV. В ряде мест в Библии говорится не только о человеч., но и о БОЖЬЕМ СЕРДЦЕ. Господь «найдет Себе мужа или пастыря по сердцу Своему» (1-я Царств 13:14; Иеремия 3:15; Деяния 13:22). «Помышление сердца Его – в род и род» (Псалтирь 32:11). Грехи человека вызывают скорбь в Божьем С. (Бытие 6:6), но там, где приходится судить человека, Господь «не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих» (Плач Иеремии 3:33). И когда суд кажется неотвратимым, С. Божье разрывается от боли за Свой неверный народ, и тогда Господь может сжалиться над ним (Иеремия 31:20; Осия 11:8).

V. В переносном смысле слово «С.» может означать также поднебесную высоту (Второзаконие 4:11 – МТ: «до сердца небес»), недра земли (От Матфея 12:40) или морскую пучину (Исход 15:8; Притчи 23:34; Притчи 30:19 – МТ: «в сердце моря»; Иезекииль 27:4:25-27; Иезекииль 28:8; Иона 2:4).