Сегодня, ныне Библейская Энциклопедия Брокгауза

Сегодня, ныне

I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

В евр. и в греч. языках слова «сегодня» и «ныне», как и в русском, означают «текущий (сей) день». Так, Моисей, говоря о хлебе, повелевает: «Ешьте его сегодня; ибо сегодня суббота Господня» (Исход 16:25; ср. Исаия 56:12; Иакова 4 и др.). В более широком смысле слово «сегодня» может означать и «в настоящее время» (см., напр., От Матфея 11:23).

II. ВЕЧНОЕ В СЕГОДНЯШНЕМ ДНЕТоскующий по прошлому или отягощенный им человек, равно как и предающийся мечтаниям о грядущем или опасающийся будущего, утрачивает свое «С.». Но если во временное вторгается вечность, то человеку возвращается его «С.». В принесенной ангелом вести о том, что «ныне ... родился Спаситель» (От Луки 2:11), время остановилось, в него вошла вечность. Кроме вифлеемских пастухов, такое «Н.» пережили свидетели проповеди Иисуса в Назарете, когда Он сказал: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (От Луки 4:21). Это «Н.» открывает собой «время благоприятное», «день спасения» (2-е Коринфянам 6:2). Подобное «Н.» познали также Закхей (От Луки 19:9) и распятый на кресте разбойник (От Луки 23:43). Бог разрушил стену, отделявшую время от вечности. «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Псалтирь 2:7 и др.). Благодаря вмешат-ву Бога время наполняется вечностью (Исход 14:13; Второзаконие 9:1; Второзаконие 11:26; Иисус Навин 22:31; 1-я Царств 11:13). Преходящему «С.» неспасенного мира Бог противопоставляет Свое вечное «С.» дня спасения (Исаия 49:8). Мимолетное «С.» нашего быстротечного жизненного века и постоянное «С.» продолжающегося дня спасения призывают нас услышать ныне глас Его и не ожесточить сердец наших (К Евреям 3:7; ср. Псалтирь 94 и др.). Следует учитывать и то, что нынешнее время милости когда-то подойдет к концу. Поэтому Господь заповедал христианам соблюдать чистоту веры и наставлять друг друга, «доколе можно говорить «ныне"" (К Евреям 3:13).