Священное Писание Библейская Энциклопедия Брокгауза

Священное Писание На языке христиан С.П. – это книги ВЗ и НЗ ( Библия – статья «Библия» в большей степени посвящена внешним вопросам, в то время как предмет данной статьи – изложение понимания Писания).

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

А. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» И ЕГО СИНОНИМЫ

Авторы новозаветных книг употребляют ряд выражений, которые являются синонимами словосочетания «Священное Писание»:

1) выражения «священное писание», «святые писания» (К Римлянам 1:2; 2-е Тимофею 3:15) обозначают здесь ветхозаветные писания, которые в Рим. 14названы «писаниями пророческими» (ср. От Матфея 26:56; 2-е Петра 1:19). В 2Петр. 3послания Павла причислены к «прочим [Свящ.] писаниям». Часто, и всегда в том же значении, что и С.П., новозаветные авторы используют обозначения «писания» или «писание» (см. От Матфея 21:42; От Марка 15:28; От Луки 24:27; От Иоанна 2:22; От Иоанна 5:39; Деяния 17:2; 1-е Коринфянам 15:3:4; 1-е Петра 2:6; Иакова 4:5), причем ед.ч. подразумевает либо ВЗ в его совокупности (От Иоанна 10:35; К Галатам 3:22; 1-е Петра 2:6), либо, что встречается чаще, опред. место из ВЗ (От Луки 4:21; От Иоанна 19:24:28:36:37; Деяния 8:32:35; 1-е Тимофею 5:18). Такие выражения, как «и Писание, провидя, что...» (К Галатам 3:8), «Писание всех заключило под грехом» (К Галатам 3:22), позволяют увидеть здесь персонифицированное употребление этого слова;

2) то же значение, что и «Писание», имеет слово «закон» в От Иоанна 10:34; От Иоанна 12:34; 1-е Коринфянам 14:21. Закон также может «говорить» (К Римлянам 3:19; К Римлянам 7:7; 1-е Коринфянам 9:8), «производить» (К Римлянам 4:15); Закон (I,Б; II,А; IV,Г);

3) «Закон и пророки» (От Луки 16:16; ср. От Матфея 11:13; К Римлянам 3:21);

4) «Моисей и пророки» (От Луки 16:29; От Луки 24:27; Деяния 28:23);

5) «Писания пророков», «все пророки», «слова пророков», «сказанное у пророков» (От Матфея 26:56; Деяния 3:18:24; Деяния 13:40; Деяния 7:42; Деяния 15:15; Деяния 24:14; Деяния 26:22:27);

6) выражение «Моисей говорит» (К Римлянам 10:19) употребляется в том же значении, что и «Писание говорит»; «Моисей пишет» (К Римлянам 10:5), «Моисей написал нам» (От Марка 12:19; От Луки 20:28). То же можно сказать о выражениях: «Давид сказал» (От Марка 12:36; От Луки 20:42; К Римлянам 11:9); «Исаия говорит» (К Римлянам 10:16:20; К Римлянам 15:12), «провозглашает» (К Римлянам 9:27), «предсказал» (К Римлянам 9:29), «пророчествовал» (От Матфея 15:7; От Марка 7:6), «как сказал пророк Исаия» (От Иоанна 1:23);

7) «сказано» (предикат без субъекта; К Римлянам 15:10; К Галатам 3:16; К Ефесянам 4:8);

8) а) слово, написанное в Законе (От Иоанна 15:25). Слово Исаии, пророка (От Иоанна 12:38); «слово Иисусово» (От Иоанна 18:32), «слово написанное» (1-е Коринфянам 15:54; Слово Божие); слово Павла, содержащееся в послании, требует послушания (2-е Фессалоникийцам 3:14);

б) «слово Божие», «слово Господне». Иисус обвиняет фарисеев в том, что они заменяют заповедь Божью («ибо Моисей сказал», От Марка 7:10) своим преданием («а вы говорите», От Марка 7:11), «устраняя слово Божие» (От Марка 7:13). Иисус (От Иоанна 10:34-35) употребляет понятия «закон», «слово Божие» и «Писание», не делая между ними различия. Персонификация особенно четко прослеживается в выражениях: «слово Божие росло» (Деяния 6:7) и «распространялось» (Деяния 12:24; ср. От Луки 8:11), для него «нет уз» (2-е Тимофею 2:9), оно живо, действенно и судит помышления и намерения сердечные (К Евреям 4:12), оно живо (1-е Петра 1:23). Иисус Христос выступает как живое Слово (От Иоанна 1:1), принявшее человеч. облик (От Иоанна 1:14; Откровение 19:13). Иисус говорит, что Его слова столь же непреходящи, как Закон и пророки (ср. Мф. 5с От Матфея 24:35; От Марка 13:31; От Луки 21:33). После воскресения ученики поверили «Писанию» (т.е. соотв. месту в ВЗ) «и слову, которое сказал Иисус» (От Иоанна 2:22). Для них то и другое составляло единое целое. Кто не верит писаниям, тот не поверит и словам Иисуса (От Иоанна 5:45);

9) одно и то же высказывание: «О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего» (Псалтирь 94:7) – один раз цитируется как принадлежащее Давиду (К Евреям 4:7), а другой раз с пояснением: «как говорит Дух Святой» (К Евреям 3:7). Нередко одно и то же изречение рассматривается с двух т.зр.: один раз говорит человек («Ибо сам Давид сказал Духом Святым», От Марка 12:36), другой раз – Бог (Святой Дух сказал устами Давида, Деяния 1:16), но в том и в другом случае подразумевается Библия или опред. место из С.П.

Б. ЗНАЧЕНИЕ ТАКОГО СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ

1) содержащиеся в Библ. высказывания о С.П. выражают целостный образ мышления, сформиров. особым пониманием действительности: пророки и апостолы, Божий народ у горы Синай и древняя Церковь Христова исполнены непоколебимой убежденности в том, что с ними говорит Бог. Все писания Библии проникнуты этой основополагающей убежденностью и определяются ею: Бог говорит, человек должен слушать;

2) в евр. языке господствует глагол. Его временные формы не имеют резкого разграничения. В противоположность греч. языку, соотв. аналитико-обобщающему понятийному мышлению греков, евр. язык подчеркивает конкретное действие. При изучении и истолковании Библии следует особо учитывать эти особенности ветхозаветной и сформиров. под ее влиянием новозаветной языковой логики;

3) по ее собств. свидетельству, Библия является словом Божьим, переданным человеч. словами. Авторитет содержащегося в ней основан на том, что ее дал Сам Бог. Поэтому свидетельства Библии обладают высшим авторитетом (см. ниже, III).

В. ОТНОШЕНИЕ К СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ

1) во времена Ветхого Завета. По свидетельству ветхозаветных писаний, Бог по любви Своей избрал Себе народ, чтобы сообщить ему Свою волю. Божья воля, записанная в «Книге Завета», должна передаваться из рода в род: а) «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Второзаконие 6:4-7). У того, кто всем сердцем любит Бога, воля Его будет определять всю жизнь, вплоть до семейных отношений, труда и сна. Слово Божье – живое слово, и оно творит жизнь там, где находит любовь и послушание. «Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещайте их детям своим, чтоб они старались исполнять все слова закона сего» (Второзаконие 32:46:47); б) в Книге Иисуса Навина можно увидеть ту же основную позицию: «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано» (Иисус Навин 1:7:8). Теми же словами, которые были сказаны ему в начале его пути, Иисус Навин увещевает народ в конце своей жизни (Иисус Навин 23:6). Любовь к Богу здесь впервые обозначена словом, выражающим полную преданность и которое в дальнейшем служит выражением наивысшей преданности Богу: прилепитесь к Господу, Богу вашему (Иисус Навин 22:5; Иисус Навин 23:8; ср. Бытие 2:24; От Матфея 19:5; 1-е Коринфянам 6– см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; К Ефесянам 5:31; 4-я Царств 18:6); в) выразит. пример отношения древних израильтян к С.П. дают 3-я и 4-я Книги Царств (4-я Царств 22:1; Иосия). Согл. «закону для царей» (Второзаконие 17:18-20), каждый царь должен был изготовить список Закона, «и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии». Очевидно, цари уже не исполняли это указание. Иосия был в высшей степени удивлен, когда ему зачитали содержание книги Закона, обнаруж. при расчистке храма. Испуганный содержащимся в книге проклятием (подразумевается, вероятно, Второзаконие 28), он совершает покаяние и проводит по всей стране радик. реформы, основ. на предписаниях Закона. Бог внемлет ему и дарует удачу, поскольку «подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву» (4-я Царств 23:25). Но после смерти Иосии израильтяне опять впадают в идолопоклонство и пребывают в нем до тех пор, пока их не уводят в Вавилон, а Иерусалим не оказывается разруш.; г) пророки С.П. О том, что пророки получали непосредств. откровение от Бога, они свидетельствовали, сопровождая свои выступления словами: «так говорит Господь» и постоянно ссылаясь на авторитет Божьей воли, излож. в заповедях и установлениях Закона. «Они [народ Израиля] преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет» (Исаия 24:5). Это обвинение повторяется вновь и вновь (Исаия 5:24; Исаия 42:24; Иеремия 6:19; Иеремия 9:12-14; Иеремия 26:4-6; Иеремия 32:23; Иеремия 44:10:23; Иезекииль 44:23; Осия 4:6; Амос 2:4; Захария 7:12; Малахия 2:4-8). Пророки не возвещают ничего другого, кроме того, что израильтянам надлежит любящим сердцем прилепиться к Господу и что последствия отпадения от Него ужасающи и гибельны. Истор. путь израил. народа стал для пророков живым свидетельством истинности слова Божьего, которое они видят исполнившимся на примере своего народа как в проклятии, так и в благословении; д) Ездра, вернувшийся из вавил. плена (III,3 и IV), «был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев» (1Езд. 7:6). Именно он был тем, кто восстановил значение С.П. среди возвратившихся из плена евреев. Ездра зачитывал Закон перед собравшимся обществом израильтян: «и читали из книги закона Божия каждый день» (Неемия 8:18). Смиренный страданиями и осознанием своей вины, народ испытал такое потрясение, слушая Закон, что плакал, и ему пришлось напоминать о «радости пред Господом» (Неемия 8:9:10). Пр. Осия сказал народу, что тот будет истреблен за недостаток ведения (Закона) (Осия 4:6). Израильтянам было свойственно с годами забывать Божьи установления (напр., ⇒ праздник Кущей не праздновался надлежащим образом уже со времен Иисуса Навина, Неемия 8:17), и для того чтобы постоянно напоминать о них, Ездра ввел регулярное чтение ветхозаветных писаний ( Ездра, IV,3), что продолжало практиковаться вплоть до новозаветных времен: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неемия 8:8). Этим Ездра воплотил на практике указание, данное во Второзаконие 6:6-9:12. Очистит. воздействие на богослужение и на обычаи народа не заставило себя ждать ( Плен, V); е) отношение ветхозаветной общины к С.П. непревзойд. образом выражено в славословии из Псалтирь 1, т.е. во введении к 150 псалмам, которые могут быть названы сборником молитв как ветхозаветного общества Израиля, так и новозаветной Церкви: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых... Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет». Если сердце человека укореняется в Божьем слове через постоянное и любовное общение с Ним, то оно в полной мере испытывает скрытое целит. воздействие С.П. (ср. Иеремия 17:7-10; К Евреям 4:12), делающее его поистине плодоносным;

2) во времена НЗ (см. ниже, III,Б и В,1): а) ИУДЕИ во времена Иисуса практиковали в своих синагогах введенное Ездрой чтение С.П. и последующее его объяснение (см. От Луки 4:16-27; Деяния 15:21). Эту задачу выполняли не книжники, претендовавшие на единственно верное истолкование С.П., а люди из народа. В центре внимания иуд. богослужения находилась Тора. Мальчики с шестилетнего возраста не только получали от своих отцов наставление в Законе, как того требовала «Книга Завета» (Второзаконие 6:7), но и обучались в синагогах чтению и письму; б) для АПОСТОЛОВ и УЧЕНИКОВ ИИСУСА ХРИСТА ВЗ, на котором они были воспитаны, отнюдь не утратил своего значения. Узнав о том, что в Иисусе Христе исполнились Божьи обетования, данные через Моисея и пророков, они впервые осознали, как актуален для них ВЗ, – это хорошо видно на примере иудеев из Верии: «они приняли слово [о Христе] со всем усердием, ежедневно разбирая [ветхозаветные] Писания, точно ли это так» (Деяния 17:11). Верующие древней Церкви сначала продолжали посещать Иерусалимский храм (Деяния 2:46; Деяния 3:1) и синагоги (Деяния 15:21; Деяния 26:11), чтобы принять участие в молитве и в чтении Писания. Когда им предлагали выступить с толкованиями С.П., они охотно использовали эту возможность, как, напр., это делал Аполлос, о котором сообщается, что он, будучи «сведущ в Писаниях» и «наставлен в начатках пути Господня», всенародно «доказывал Писаниями, что Иисус есть Христос [т.е. Помазанник]» (Деяния 18:24-28; ср. кроме того, Деяния 13:5:14:42; Деяния 14:1; Деяния 15:21; Деяния 17:1-3; Деяния 19:8-10). Чтение ветхозаветного С.П. было центр. моментом и для собраний Церкви. Так, Павел напоминает Тимофею, который «с детства» знает «священные писания» (2-е Тимофею 3:15): «доколе не приду, занимайся чтением [прежде всего ветхозаветных писаний], наставлением, учением» (1-е Тимофею 4:13). Позднее на христ. богослужениях стали читать и истолковывать также новозаветные писания (К Колоссянам 4:16; 1-е Фессалоникийцам 5:27; Откровение 1:3). Церковь Богослужение (V,3); в) ИИСУС. Лука сообщает о том, что Иисус еще двенадцатилетним отроком сидел в храме среди учителей, слушал их, задавал им вопросы и Сам отвечал им (От Луки 2:41-52). Синоптики показывают Иисуса в борьбе с искусителем, которому Он трижды отвечает «написано...» и этим одолевает его. Примечат., что цитата из книги Моисея (Второзаконие 8:3), которую при этом приводит Иисус, указывает на значение С.П. и его истин для жизни человека: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (От Матфея 4:1-11; ср. Второзаконие 32:46:47; Иеремия 15:16; От Иоанна 6:63). Иисус – тот Человек, Который всецело жил словом Божьим. Его пищей было «творить волю Пославшего Его и совершить Его дело» (От Иоанна 4:34; От Иоанна 5:30). Всю Свою жизнь, Свои деяния, Свою смерть и воскресение Он посвящает служению во исполнение Писания: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» (От Матфея 5:17); «Вот, иду, как в начале книги [Священного Писания] написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (К Евреям 10:7; ср. Псалтирь 39:9). Он принимает крещение, указывая при этом, что «так надлежит нам исполнить всякую правду» (От Матфея 3:15). Первое выступление Иисуса в синагоге заканчивается зачтением текста из книги Исаии и словами: «...ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (От Луки 4:15-21). Иисус учит в синагогах (От Матфея 4:23; От Матфея 9:35; От Матфея 12:9; От Матфея 13:54; От Марка 1:21:39; От Луки 13:10) и в конце Своей жизни свидетельствует: «Я всегда учил в синагоге и в храме» (От Иоанна 18:20; От Иоанна 6:59). Сообщения всех четырех евангелистов согласуются в том, какое воздействие Иисус, как учитель С.П., оказывал на народ (От Матфея 7:29; От Марка 1:22; От Луки 4:32; От Иоанна 7:46). Его отличие от книжников состояло в том, что Он не просто толковал ветхозаветные Писания, но и исполнял их в Своей собств. жизни (От Иоанна 19:28). На это «исполнение» С.П. вновь и вновь указывают евангелисты и апостолы (От Матфея 1:22; От Матфея 2:15:17:23; От Матфея 4:14; От Матфея 8:17; От Матфея 12:17; От Матфея 13:14:35; От Матфея 21:4; От Матфея 26:54:56; От Матфея 27:9; От Марка 14:49; От Луки 21:22; От Луки 22:37; От Луки 24:44; От Иоанна 13:18; От Иоанна 15:25; От Иоанна 17:12; От Иоанна 18:9; От Иоанна 19:24:28:36; Деяния 1:16; 1-е Коринфянам 15:54; Иакова 2:23). У Иисуса не было сомнений в том, что «не может нарушиться Писание» (От Иоанна 10:35). Кто не читает С.П. и не знает его, тот не знает истины (От Матфея 21:42; От Матфея 22:29); кто не проявляет послушания написанному, того оно осудит так же, как осудят его слова Иисуса (От Иоанна 5:45; От Иоанна 12:48). Кто не верит в ветхозаветное Писание, тот не верит и словам Иисуса (От Иоанна 5:47); он не поверит, даже если мертвые воскреснут и засвидетельствуют истину С.П. (От Луки 16:29:31). Непосредств. перед Своей смертью на кресте Иисус вместе со Своими учениками празднует Пасху в соотв. с предписаниями ВЗ. Воспев псалмы (От Марка 14:26), Он идет на гору Елеонскую. Предание сохранило две цитаты из псалмов, которые Он произнес в предсмертных муках (От Марка 15:34; От Луки 23:46). Произнесенное Им на кресте победное слово, переданное Иоанном, гласит: «Совершилось!» (От Иоанна 19:30), что означает полное свершение Божьей воли и Божьего дела, как они изложены в Библии (см. От Иоанна 19:28).

II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

А. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Библия объясняет причину своего возникновения свободной волей Бога, явленной Им в откровении: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последнии дни сии говорил нам в Сыне» (К Евреям 1:1:2). Бог говорил не вообще, а непосредств. «отцам», конкр. истор. личностям, жившим в конкр. ист. эпохи. Избр. орудием Его откровения в ветхозаветные времена был народ Израиля, а в новозаветные – Иисус Христос, Сам ставший окончат. Божьим откровением. Откровение, т.е. обращ. к человеку речь Бога, – это одноврем. и слово, и дело. Он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось; Бог, призывающий из небытия в бытие (Псалтирь 32:9; К Римлянам 4:17 – см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). С.П. сообщает Божье откровение людям и истолковывает его. Оно одноврем. и свидетель, и носитель откровения. Божьи речи, передаваемые через С.П., являются действенным словом Творца, имеющим определяющее значение в жизни каждого человека (Второзаконие 32:46:47; От Иоанна 6:63; Деяния 5:20). Божье откровение сообщается людям в ходе ист. процесса. Его получали в определ. местах и в определ. время определ. люди, и оно должно быть достоверно и без изменений передано всем послед. поколениям.

Б. ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ КАНОН

1) общее значение греч. слова канон – «правило», «мера», «норма», наконец, «правила веры» (в тексте НЗ оно употребляется в 2-е Коринфянам 10:13:15 – в Синод. пер. – «удел»; К Галатам 6– в Синод. пер. – «правило»), в частн., оно обозначает «авторитетное собрание свящ. писаний»;

2) заключением завета у горы Синай ( Завещание и завет, IV,2в) Бог, как печатью, скрепляет избрание Израиля. Установления завета письменно излагаются в «Книге Завета», хранившейся в ковчеге завета. Существ. для библ. свидетельства о возникновении Библии является то, что Десять заповедей с самого начала были не только даны Богом устно, но и изложены письменно (Исход 31:18; по поводу образного значения «перста Божия» см. От Луки 11:20). «Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии» (Исход 32:16). В этом следует искать корни той специфики словоупотребления, которая наблюдается у новозаветных авторов, когда они цитируют ВЗ (см. выше, I,А). Запись заповедей в Исход 24:4:12 возводится как к Моисею, так и непосредств. к Богу: «И написал Моисей ... слова Господни» – «и закон и заповеди, которые Я [Бог] написал»;

3) вопреки бытовавшим прежде представлениям, грамотность во времена Моисея была широко распространенным явлением ( Закон, II,Б); даже Авраам мог сделать свои записи, поскольку это было обычным делом для жителей Ура. Опираясь на сведения, содержащиеся в Библии, необходимо признать за Моисеем значит. роль в составлении Пятикнижия, если в качестве несомненной предпосылки учесть, что Моисей использовал имевшиеся устные и письм. источники, а в более позднее время его собств. записи были переработаны и дополнены;

4) об Иисусе Навине утверждается, что он написал «список с закона» Моисея и прочитал все слова Закона, как написано в «Книге Закона» (Иисус Навин 8:32:34:35; Иисус Навин 23:6);

5) Библия свидетельствует о Самуиле (1-я Царств 10:25) и о послед. пророках, что они делали записи: «Слово, которое было к Иеремии от Господа: Так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» (Иеремия 30:1:2; Иеремия 36:2:27:28; Иеремия 51:60; ср. Аввакум 2:2; Откровение 1:11);

6) Ездра, как до него царь Иосия, нашел «Книгу Завета» уже готовой (1Езд. 7:6). Под его влиянием внимание к свящ. писаниям стало возрастать;

7) если установления «Книги Завета», как и писания вещавших именем Бога пророков, требовали от израил. народа сиюминутного послушания Богу, то полная обработка различных книг и собирание их в ветхозаветный канон явл. длит. процессом, занявшим много веков. Только во II столетии до Р.Х. было закреплено упомянутое в Лк. 24деление ветхозаветного канона на три части. Отдельные книги ( Есфирь Песнь Песней Екклесиаст) в течение длит. времени оставались спорными и их включение в канон было под вопросом. Новозаветные авторы знают и цитируют ВЗ преимущ. в греч. переводе Септуагинты, который прим. к 150 г. до Р.Х. был в основном завершен.

В. НОВОЗАВЕТНЫЙ КАНОН

1) слово «традиция», как и его синоним «предание», букв. означает «нечто, что передается (из поколения в поколение)»: а) в течение столетий, предшествовавших приходу Иисуса, иуд. книжниками было написано множество сочинений, истолковывавших ветхозаветные писания. Эти «предания старцев» ( Мишна Талмуд; От Марка 7:3:4:11:12) претендовали только на то, чтобы считаться узакон. истолкованием Закона, на деле же и по существу они превратились в норму и ставились в один ряд со С.П., и, наконец, – по оценке Иисуса – стали альтернативой Писанию: «Вы, оставив заповедь Божию [в Библии], держитесь предания человеческого» (От Марка 7:8:13; ср. 1-е Петра 1:18);

б) этому преданию в НЗ противопоставлено предание [греч. парадосис], понимаемое совершенно иначе: не как передача истолкований С.П., а как точная передача сначала в устной, а затем и в письм. форме того материала, который со временем был зафиксирован в Евангелиях. Насколько точной была передача ветхозаветных Писаний, можно судить как по сведениям из самой Библии, так и по небибл. источникам ( Масоретский текст). Во время возникновения христ. Церкви понятие ветхозаветного канона уже существовало, существовал фактически и сам канон, имелись и узакон. традиции распространения С.П. Истоки новозаветных Писаний следует искать прежде всего в словах Самого Иисуса. Те, кто был «с самого начала очевидцами и служителями Слова» (От Луки 1:2; ср. 2-е Петра 1:16), получают от Иисуса полномочия свидетельствовать о Его воскресении как об ист. событии и передавать другим слова Иисуса вместе с рассказами о Его жизни;

2) апостолы представляли свидетельства не только о воскресении Иисуса Христа, но и о Его земной жизни. Быть очевидцем земной жизни Христа – непременное условие, чтобы считаться апостолом. Апостолом, по словам Петра, мог стать «один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деяния 1:21). свидетельства одного из очевидцев, как правило, бывает недостаточно, чтобы представить событие во всей его полноте. Поэтому при воссоздании события показания разных свидетелей дополняют одно другое;

3) Павел не был свидетелем земной жизни Иисуса, но Воскресший явился ему по дороге в Дамаск и лично даровал ему апостольские полномочия. Что касается земной жизни Христа и событий Пасхи, то Павел опирается на рассказы других апостолов. Предания и прямое откровение Господа для него связаны между собой, поскольку Бог возвещает о Себе и через апостольское предание. Поэтому сведе