Священник Библейская Энциклопедия Брокгауза

Священник

I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА

1) евр. слово кохен – «священник» происходит от глагола кохан ­­ «быть священнодействующим», «совершать священное служение», т.е. приносить жертву и совершать курение в храме. Видимо, первонач. слово кохан означало «стоять». В Библии в этом значении данный глагол уже не встречается, но представление о С. как о человеке, предстоящем пред Богом, сохранилось (ср. Второзаконие 10:8; Второзаконие 18– правда, в этих местах Библии говорится не о С. в собств. смысле слова, а о левитах). Некоторые ученые считают, что глагол кохан когда-то имел значение «снаряжать», «приготавливать» (в частн., жертву), что, однако, маловероятно. Наконец, в араб. яз. есть родств. слово, имеющее значение «предсказатель». Но здесь, вероятно, речь идет о развитии общего понятия, поскольку С. у большинства народов одноврем. отправляли культ и сообщали указания божеств;

2) в списке придворных Давида и Соломона слово кохен обозначает, судя по контексту, чиновника, советника. В 2-я Царств 8«священниками» (в Синод. пер. – «первыми при дворе») названы сыновья Давида. Ира Иаритянин (2-я Царств 20:26) также, по-видимому, занимал какой-то пост при дворе.

II. СВЯЩЕННИКИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В Библии говорится, что еще Каин и Авель, Ной и патриархи приносили жертвы Богу, а в Исх. 19упоминаются уже С. Вероятно, здесь имеются в виду люди, исполнявшие обязанности С. как главы своих семейств (Иов 1:5). Особое место занимает священство Мелхиседека. У горы Синай Бог поручил Моисею посвятить в С. Аарона и сыновей Аарона Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исход 28:1). На священнич. служение были посвящены эти люди и их потомки, левиты были подчинены им и должны были исполнять вспомогат. роль при служении в святилище (Числа 3:5-13; Числа 8:5-22; Числа 18:6). Однако в Библии зафиксированы случаи, в которых уже после введения Ааронова священства жертвы Господу приносили также люди, не принадлежавшие к числу потомков Аарона. Конечно, сообщения о жертвах, приносимых Давидом (2-я Царств 6:17) и Соломоном (3-я Царств 3:3), не означают, что эти цари собственноручно совершали обряд жертвоприношения во всей его полноте. В случаях с Гедеоном (Книга Судей 6:17-21), Маноем (Книга Судей 13:15-20), Самуилом (1-я Царств 7:9; 1-я Царств 9:12; 1-я Царств 10:8; 1-я Царств 16:2-5) и пр. Илией (3-я Царств 18:30-38) об этом говорится определенно. Из текста Библии видно, что жертвы Господу приносили и мужчины, не принадлежавшие к семейству, которому Бог у горы Синай вверил священство, однако при этом следует принимать во внимание конкретные обстоят-ва (полит. обстановку в эпоху судей; разрушение святилища в Силоме; отделение Северного царства от Иерусалима):

1) ТРЕБОВАНИЯ К СВЯЩЕННИКУ.

С. должен был быть без физич. недостатков (Левит 21:17-24). В отношении культовой чистоты и вступления в брак для С. действовали более строгие нормы, чем для рядовых израильтян (Левит 21:1; Левит 22:1). В свою очередь предписания для первосвященника, были более строгими, чем для остальных С. Все это указывало на святость Бога Израиля, а вместе с тем и на посредничество С. между народом и святым Богом ( Святость, святое);

2) МЕСТА, ГДЕ ЖИЛИ СВЯЩЕННИКИ, И СОДЕРЖАНИЕ СВЯЩЕННИКОВ.

В Ханаане С. жили в 13 из 48 городов, выделенных для проживания левитов. Все эти левит. города находились близ Иерусалима, а именно в уделах Иуды, Симеона и Вениамина (Иисус Навин 21:4). С. жили за счет даров, которые Израиль должен был приносить Господу. В Числа 18:8-19 перечислено, что из жертв. приношений должно было идти на содержание С. кроме того, левиты, которые могли претендовать на «десятину из всего, что у Израиля» (Числа 18:20-24), отдавали десятую часть от полученного ими как святой дар («святыня», «возношение Господне») С. (Числа 18:25-32). Израильтяне из потомков Аарона, имевшие физич. недостатки и поэтому не имевшие права совершать жертвоприношения (см. выше), тем не менее могли питаться от этих приношений (Левит 21:21-23).

3) ОДЕЯНИЕ СВЯЩЕННИКОВ.

Во время богослужения одеяние С. состояло из льняного нижнего платья, тонкого льняного хитона, пояса и головной повязки (Исход 28:40:42). С. совершали службу босыми, как это видно из Исход 3:5;

4) ПОСВЯЩЕНИЕ В СВЯЩЕННИКИ.

При посвящении, ритуал которого описан в Исход 29:1-35 и в Левит 8:1, в жертву за грех приносили одного тельца (Левит 8:14-17), в жертву всесожжения – одного барана (Левит 8:18-21) и в жертву посвящения – одного барана (Левит 8:22-29); С. кропили жертву оливковым маслом ( Помазание). Из Исход 28:41; Исход 40:15; Лев. 8следует, что вместе с Аароном, как первосвященником, маслом были окроплены и его сыновья; это означает, что все С. должны были принять помазание. Возможно, что впоследствии помазание стал принимать только первосвященник. Помазание должно было символизировать посвящение С. Господу через дарование ему Духа Господня;

5) ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ОБЯЗАННОСТИ СВЯЩЕННИКОВ.

С. были посредниками между Богом и Его народом. Они должны были представлять народ пред Богом, т.е. прежде всего им надлежало служить в святилище, точнее, в Святом ( Храм) и у жертвенника всесожжения ( Жертвенник), который располагался во дворе перед храмом. То же касается и служения С. в скинии до того времени, как был сооружен храм. На жертвеннике курения, стоявшем в Святом, они должны были возжигать курение (фимиам), а на жертвеннике всесожжения, находившемся во дворе храма, – приносить в жертву животных. кроме того, им надлежало заботиться о храмовой утвари и следить за тем, чтобы огонь на жертвеннике всесожжения горел постоянно. Они должны были заботиться о чистоте и порядке в храме, следить за его убранством. В задачу С. входило возвещать сигналом серебряных труб о начале войны и о праздниках, в обоих случаях в напоминание Господу об Израиле (Числа 10:9). Как посредники между Богом и народом, С. должны были также представлять Бога перед народом. Помимо того, задачей С. и левитов было наставлять народ в Законе и выносить решения в наиб. трудных спорных случаях (Левит 10:11; Второзаконие 17:8-13; Второзаконие 19:17; Второзаконие 21:5; Малахия 2:7). К их компетенции относились и вопросы культовой чистоты народа ( Болезнь: проказа). По поручению Господа С. должны были благословлять народ (Числа 6:22-27), а перед сражением напоминать воинам об уповании на Господа (Второзаконие 20:2-4).

III. СВЯЩЕНСТВО В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Новый Завет ничего не говорит о существовании в христ. церквах священства по образцу ВЗ. Но одной из центр. в НЗ является идея о том, что Бог свят, т.е. отделен от всего созданного Им ( Святость, святое), и что поэтому необходим посредник между Богом и человеком. И таким посредником является Иисус Христос. Путь к Богу ведет только через Него (От Иоанна 14:6). Поэтому Христос назван «священником вовек по чину Мелхиседека» (К Евреям 5:6; К Евреям 7:17:21), «верным Первосвященником пред Богом» (К Евреям 2:17), «Первосвященником великим» (К Евреям 4:14), «Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (К Евреям 6:20), «Первосвященником святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников и превознесенным выше небес» (К Евреям 7:26), «Первосвященником будущих благ» (К Евреям 9:11), «великим священником над домом Божиим» (К Евреям 10:21). Поскольку Иисус пребывает вечно, Он имеет «священство непреходящее» (К Евреям 7:24). Церковь Иисуса Христа имеет священнич. предназначение возвещать миру о Господе. Павел говорит о «священнодействии благовествования Божия» (К Римлянам 15:16). Церковь избрана для служения своему Господу, и каждый верующий, предоставляя себя в распоряжение Бога, приносит себя в живую жертву Ему (К Римлянам 12:1). В этом смысле о Церкви говорится как о «священстве святом», «царственном священстве» (1-е Петра 2:5:9). Согл. От Матфея 16:19; От Матфея 18:18; От Иоанна 20:23, Иисус дал Своим ученикам власть от Его имени прощать грехи, равно как и отказывать в их прощении. Эта власть вверена не избранным С., а всей Церкви как «священству святому» и каждому верующему как С. Бога (Откровение 1:6).