Святость, святое Библейская Энциклопедия Брокгауза

Святость, святое

I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА

Святое [евр. кадош; греч. гагиос] – это нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освященное и неприкосновенное. Святость предполагает определ. связь с Богом и поэтому ассоциируется с чистотой и непорочностью – в противоположность греховности.

II. СВЯТОСТЬ В БИБЛИИ

1) ПОНЯТИЕ С. относится исключит. к Богу и в своей сущности определяется Им. С. – неотъемлемое качество Бога, отличающее Его от всех созданий и всего сотворенного (Исход 15:11: «Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?»). С. Бога проявляется как неприкосновенное, недостижимое для человека, грозное и ужасающее величие, а также как притягат., благодатная, благословляющая сила, как суд и милость, как праведность ( Справедливость, праведность) и любовь;

2) С. УТВЕРЖДАЕТСЯ через Бога – Святого (Исаия 6:3) и Освящающего (Иезекииль 37:28). Человек, дело и время становятся святы, когда Бог делает их Своими, тем самым освящая. Не человек творит С., С. исходит от Бога; поскольку Он свят, то и нам следует быть святыми (Левит 11:44; Левит 19:2);

3) все, что называется святым помимо Бога, источника и первопричины С., обязательно связано с Ним: а) народ ИЗРАИЛЯ – это народ Божий и потому представляет собой «царство священников и народ святой» (Исход 19:6); б) СВЯЩЕННИКИ святы потому, что избраны и освящены Богом (Левит 21:1-9); прежде всего это относится к первосвященнику, на золотой табличке которого начертано: «Святыня Господня» (Исход 28:36); в) МЕСТА Божьего откровения святы, поскольку находятся во владении Бога, как, напр., «земля святая» вокруг горящего куста (Исход 3:5) или святой город Иерусалим, место присутствия Бога (Исаия 48:2; Исаия 52:1); г) свято посвященное Богу ВРЕМЯ, как, напр., суббота (Исход 35:2), праздники Господни и праздничные собрания (Левит 23:4); д) священны ПРЕДМЕТЫ, если они служат Богу, как, напр., ковчег завета (2-я Паралипоменон 35:3; ср. 2-я Царств 6:6), обрядовая богослужебная утварь (Числа 31:6), жертвы (Иезекииль 42:13), хлеба предложения (1-я Царств 21:4), вода (Числа 5:17), десятина (Левит 27:32), предметы одеяния священника (Исход 28:2); е) по поводу святого пути (Исаия 35:8) Путь (II,3);

4) а) говоря о БОГЕ Отце, НЗ использует слова из ВЗ (Исаия 6:3): «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель» (Откровение 4:8). Сам Иисус в молитве обращается к Богу со словами: «Отче Святый» (От Иоанна 17:11). Определение «святой», употребляемое в отношении Иисуса, свидетельствует о Его Божеств. происхождении. «Святой Дух» Божий снизошел на Марию, поэтому «рождаемое Святое» наречено Сыном Божьим (От Матфея 1:18; От Луки 1:35). Эта сущность Иисуса проявляется, напр., в тот момент, когда бесы, подчиняясь Ему, называют Его «Святым Божиим» (От Марка 1:24); б) святыми названы АНГЕЛЫ, сопровождающие грядущего во славе Сына Человеческого (От Матфея 25:31), ПРОРОКИ, устами которых говорил Бог (От Луки 1:70), а также АПОСТОЛЫ и пророки, которым через Св. Духа открыта тайна Христова (К Ефесянам 3:4). Иоанн Креститель назван «мужем праведным и святым» (От Марка 6:20); в) С. присуща Божьему народу НЗ, ЦЕРКВИ Иисуса (К Римлянам 11:16). Ап. Павел, обращаясь к своим читателям, называет их «избранными святыми» (К Римлянам 1:7; 1-е Коринфянам 1:2), христианами, которые «во Христе» (К Римлянам 8:1) и которые являются членами Его Тела – Церкви;

5) причастность людей ( Человек) к С. как свойству, присущему Богу (К Ефесянам 4:24), – одна из главных тем НЗ, в то время как святые предметы, в отличие от ВЗ, здесь не упоминаются. Выражения «святое место» (Деяния 6:13) и «святый град» (От Матфея 27:53) употреблены в их ветхозаветном значении. Иисус Христос открывается как Сын Божий, как Мессия и как Господь Своей Церкви (К Римлянам 1:4), ставшей отныне святым Храмом Божьим (1-е Коринфянам 3:17).