Свобода, свободный Библейская Энциклопедия Брокгауза

Свобода, свободный

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

Дать определение С., можно исходя из ее противоположности. Раб, как и пленный, не может распоряжаться собой – ни своим временем, ни своими поступками, – им распоряжаются другие. Следовательно, быть свободным – значит не быть рабом, никому не подчиняться и ни от кого не зависеть. С. – это особое отличие, которое дается либо от рождения, либо приобретается заслугами (так было, напр., у римлян). В странах греко-рим. культуры С. являлась неотъемлемым правом каждого гражданина, отличавшим его от представителей низших социальных слоев и порабощ. народов, которые гражданами не считались. Некоторые философы, напр. стоики и киники (циники), придавали понятию С. особое значение. Их наивысшей целью было достижение абсолютной независимости, освобождение даже от страха смерти. Однако лишь немногие, как, напр., Диоген и Сократ, действительно достигли состояния полного душевного спокойствия и внутр. уравновешенности, т.е. обрели ту самую С., которую провозгласили своей философией.

II. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ

Согласно Библии, освобождение от греха делает человека свободным для служения Богу (К Римлянам 6:7:18:20:22; К Римлянам 7:6).

А. ВНЕШНЯЯ СВОБОДА

1) лишь немногие страницы истории Израиля рассказывают о днях независимости. Гораздо чаще народ находился под гнетом чужеземных правителей. В эти тяжелые времена евреи мечтали о С. (Псалтирь 13:7), особенно это касается периода вавил. плена (Псалтирь 125:1; Псалтирь 136:1). Народ ВЗ воспринимал С. как великий дар Божий, о котором можно и нужно просить Дарителя всех благ. Отношение израильтян к рабам и пришельцам свидетельствовало о том, сколь высоко они ценили С. Рабы-евреи не должны были оставаться рабами в течение всей жизни (Иеремия 34:9; Раб). Если Бог лишал человека или народ С., значит вершился суд Божий (Второзаконие 28:58);

2) Иисус не осуждает стремления к С., Он отвергает лишь насильств. достижение ее. Иисус не отвергает и обостренное чувство С., заставлявшее смотреть на римлян как на поработителей. Он предостерегает от переоценки земной С. в ущерб истинной С., даруемой Им Самим (От Иоанна 8:31; ср. 1-е Коринфянам 7:22). Хотя Благая Весть провозглашает принципы, необходимые для создания такого гос. устройства, при котором, на основании всеобщего подобия Богу, каждый может быть свободным, тем не менее НЗ отражает весьма реалистичный взгляд на отношения между рабами и свободными людьми (см. Флм). Поскольку, в ожидании скорого Второго пришествия, социальные вопросы представлялись малозначительными, то и вопрос о реальной форме гос. устройства, более всего соответствующей библ. представлению о человеке, является в НЗ второстепенным. Центральное место занимает вопрос об отношениях между Богом и человеком, т.е. о свободе от греха и спасении. Из этого, однако, не следует, что человек, живя на земле, не должен добиваться справедливости в обществ. отношениях.

Б. СВОБОДА БОГА

С. – сущность Бога. Он – Тот, Кто совершает все «по изволению воли Своей» (К Ефесянам 1:11). Творя или спасая, Бог совершенно свободен (ср. К Римлянам 9:14). Люди заблуждаются, полагая, будто обетования Иисуса, относящиеся к молитве, дают им возможность манипулировать Богом; нельзя заставить Бога исполнять чью-то волю. Человек не может и не должен посягать на С. Божьего волеизъявления и Божьих деяний. Святость.

В. СВОБОДА ВЫБОРА

Сотворив человека по Своему образу и подобию (Бытие 1:27), Бог наделил его свободной волей. В результате грехопадения (Бытие 3:1) человек, преступив назнач. ему Богом границы (Бытие 2:16), не обрел С. (Бытие 3:5), а утратил ее. И теперь он мог принимать самостоят. решения только в вопросах внешней жизни. Эта область отношений, огранич. «чистым разумом», довольно обширна. Здесь можно достичь «разумного» гражданского порядка и внешней справедливости (ср. с антич. философией). Но человек не может обратиться от греха, опираясь исключительно на свои собств. силы, не может изменить свое сердце и свою сущность, так как он отчужден от познания Божьих дел и Божьей воли (Бытие 6:5; Бытие 8:21; От Иоанна 3:6; 1-е Коринфянам 2:14; К Ефесянам 4:18; К Ефесянам 5:8) и живет по воле князя тьмы, вследствие чего подлежит Божьему суду (К Ефесянам 2:2). Только Триединый Бог – Отец (От Иоанна 6:44:65), Сын (От Иоанна 8:36) и Св. Дух (От Иоанна 6:63) – может обращать сердца, «оживотворять мертвых по преступлениям» («природный» же человек должен умереть, К Римлянам 6:4; К Ефесянам 2:5). Только призыв Бога возвращает человеку С., которая позволяет ему проявить послушание и снова обратиться к Богу (От Иоанна 1:11). Человеку необходимо откликнуться на Божий призыв, «производящий хотение и действие» (К Филиппийцам 2:12). В соотв. с этим следует понимать и другие места Библии, где звучит призыв к человеч. воле (Исход 20:2; Иисус Навин 24:14; Иезекииль 18:31; Деяния 2:40; 2-е Коринфянам 5:20) и выражается неприятие человеч. несвободы. Человек постоянно сохраняет С. воспротивиться Богу, остаться глухим к слову Божьему, встать на сторону князя тьмы и тем самым избрать Божье проклятие (От Матфея 23:37). Бог наказывает таких людей и спрашивает с них за их неверные решения ( Избрание, III).

Г. СВОБОДА ОТ ГРЕХОВНОГО ПЛЕНА

Свобода от греховного плена Грех – это рабство, плен (От Иоанна 8:34). Совершив грехопадение, человечество стало несвободным (см. выше). Трагизм положения заключается в том, что большинство людей не подозревает, что в то время как они считают себя свободными, они на самом деле порабощены грехом и смерть их неизбежна. Кто, подобно блудному сыну, вовремя очнется от сна и предаст себя в руки единств. Освободителя и Помощника, кто, пройдя путь блудного сына, примет решение (От Иоанна 8:18), раскается и исповедует грехи (От Иоанна 8:21), тот возвратится в отчий дом, обретя через веру С. и радость (От Иоанна 8:24). Это – путь к С., путь к Тому, Кто дарует С. (От Иоанна 8:36). Иисус – Победитель греха, смерти и дьявола (К Колоссянам 2:15; К Евреям 4:15). Всех, кто следует за Ним, Он «призывает к свободе» (К Галатам 5:13), которую Он дарует (К Галатам 5:1). Обретшие С. стали рабами Божьими (К Римлянам 6:18). Достижение этого нового состояния связано с изменениями отношений между людьми (К Галатам 3:28). Окончат. С. человек обретет после смерти, покинув царство князя тьмы (От Иоанна 14:30).

Д. СВОБОДА ОТ ЗАКОНА

Христос освобождает людей не только от грехов против Закона, но и от самого Закона. Кто живет «во Христе» (К Римлянам 8:1), тот живет не по карающему Закону, а по милующему (К Римлянам 10:4). Ученики Иисуса более не подчиняются Закону (К Галатам 2:19). Рабы Закона стали свободными детьми Божьими (К Галатам 4:6), которые не должны позволить снова взвалить на себя бремя грехов и рабства. Если же они сделают подобное, то заново подчинятся «детоводительству закона» (К Галатам 3:24) и принизят роль Иисуса, представив Его вторым Моисеем, установившим вместо древнего закона новый (К Галатам 5:1). С. от Закона, однако, не означает отмены Божьих заповедей. Заповеди Божьи остаются в силе, поскольку были дарованы человеку еще до его грехопадения (Бытие 1:28; Бытие 2:16).

Е. СВОБОДА ОТ ОКОВ СМЕРТИ

Христиане тоже смертны, но они умирают с уверенностью в своем будущем: у них есть Господь, Который разрушил оковы смерти и распахнул дверь в новую жизнь (1-е Коринфянам 15:55; 2-е Тимофею 1:10; К Евреям 2:14). Пока мы смертны, эта С., как и С. от греха, не является нашей неоспоримой собственностью. За нее нужно бороться, ее нужно отстаивать, несмотря на все искушения. Но в вечности эта С., тенью которой являются земные С. (К Колоссянам 2:17), станет совершенной. И «вся тварь освобождена будет от рабства» (К Римлянам 8:21).