Свидетель, свидетельствовать, свидетельство Библейская Энциклопедия Брокгауза

Свидетель, свидетельствовать, свидетельство

I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) понятие «свидетель» в ВЗ относится к правовой сфере и обозначает человека, дающего показания в ходе судебного разбират-ва как в пользу защиты, так и в пользу обвинения; последнее, однако, встречается чаще (Числа 5:13; Числа 35:30). кроме того, упоминаются С. договора (Иеремия 32:10), которым не обязательно был человек: в этой роли мог выступить и к.-л. предмет, «присутствовавший» при заключении договора и служивший символич. напоминанием о происшедшем (Бытие 31:48; Иисус Навин 24:27; Руфь 4:7; Исаия 19:20). От человека, выступавшего в качестве С., требовалась абсолютная правдивость (Исход 20:16; Второзаконие 5:20), поскольку приговор судьи полностью основывался на его показаниях (института обвинителей и защитников не существовало). Для вынесении смертного приговора требовались совпадающие показания двух или трех С. (Второзаконие 17:6), причем ответ-сть С. повышалась тем обстоятельством, что, напр., при побивании камнями именно они должны были первыми бросить камни (Второзаконие 17:7). Если было доказано, что С. дал ложные показания, его постигало наказание, которое предусматривалось для оговор. им человека (Второзаконие 19:16);

2) сформиров. в повседневной практике образ С. был затем перенесен на Бога. Поскольку Господь праведен, то там, где правомерность к.-л. дела или высказывания должна была быть установлена с особой тщательностью, Его призывают как правдивого С. (Бытие 31:50; Книга Судей 11:10; Псалтирь 88:38), при этом призывающий в С. Бога предает себя на Его суд: в благословение себе, если он действительно прав, или в проклятие себе, если выдаваемое за правду оказывается ложью. кроме того, Бог изображается как С., Который Сам выступает за или против к.-л. (Руфь 1:21) или через Своих пророков повелевает свидетельствовать за или против к.-л. (4-я Царств 17:13). Слово Божье есть свидетельство, что означает: сказанное Им всегда истинно, т.е. соответствует действит. положению вещей, фактам. Поскольку человек живет всяким словом, исходящим из уст Господа (Второзаконие 8:3), – или не живет, если не слушает это слово, то понятие «свидетельство» больше, чем другие понятия, соответствует ответственности, заключ. в Его слове и проповеди: это свидетельство к жизни, дарующей оправдание перед Богом, или свидетельство к осуждению. Человек либо принимает правду Божью, либо терпит крушение, отвергая ее. Понятие «С.» не распространяется на проповедников слова Божьего. Только Бог есть С., чье свид-во имеет решающее значение в суде над грехом. Даже пророки, благовествующие о свидет-ве Божьем, нигде в ВЗ не называются С., это свидетельство – исключит. свидетельство Бога о Самом Себе, а не свидетельство человека о Боге. Исключением является только Израиль (Исаия 43:9-13; Исаия 44:7-11). На великом суде Господа над народами Израиль должен свидетельствовать о Боге и доказать Его превосходство над «богами» на примере собственной истории.

II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) в книгах НЗ также говорится о С. перед судом (От Матфея 26:65; От Марка 14:63; Деяния 6:13), причем принципы ветхозаветного правосудия полностью сохраняются (ср. От Матфея 18:16; 2-е Коринфянам 13:1; 1-е Тимофею 5:19). Но в НЗ о С. говорится также и в религ. смысле. Еще из ВЗ известно призывание в С. Бога для подтверждения правдивости своих слов или справедливости своих поступков (ср. К Римлянам 1:9; К Филиппийцам 1:8; 1-е Фессалоникийцам 2:5); это может обернуться призыванием на себя проклятий в том случае, если дела или слова окажутся ложными (2-е Коринфянам 1:23);

2) новым в НЗ является то, что С. фактов становятся и С. истины, т.е. они, подтверждая фактич. сторону события, тем самым свидетельствуют и о его значении как об откровении Божьем. Воскресший Спаситель открывает ученикам понимание Писаний и говорит: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима; вы же свидетели сему» (От Луки 24:46-48). То, что надлежит засвидетельствовать здесь, представляет собой историч. факты, но эти факты имеют и собств. значение, которое должно быть возвещено и принято в вере. Свидет-во о фактах и свидетельство об истине совпадают. Однако вначале следует засвидетельствовать факты, поэтому Иисус превращает Своих учеников в С. (От Иоанна 15:27; Деяния 1:22; Деяния 13:31), которые, являясь истинными С. юридич. смысле, становятся особыми С. Иисуса благодаря тому, что, свидетельствуя о фактах, добавляют к этому свидетельство веры (ср. Деяния 2:22-24; Деяния 4:10; 1-е Иоанна 1:1-3; 1-е Иоанна 4:14). Особенно свидетельство веры проявляется в словах и делах Павла, ставшего С. того, что он видел и слышал на пути в Дамаск (Деяния 22:14) и позднее (Деяния 26:16). Из этого следует, что истинное свидетельство о Христе, даже если оно исходит из историч. фактов (ср. Деяния 26:26), возможно только через свидетельство Господа, «ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откровение 19:10; ср. От Иоанна 15:26; 1-е Иоанна 5:6). Как Бог свидетельствовал о Себе в Иисусе (ст. 9), так Иисус в словах и делах свидетельствовал об Отце (От Иоанна 1:18; От Иоанна 3:11:32; От Иоанна 5:36; От Иоанна 10:25), Который был в Нем (От Иоанна 14:10). Основанием же всякого христ. свидетельства является то, что Бог даровал верующему вечную жизнь и что в нем обитает Сын Божий (1-е Иоанна 5:9-12): «Христос в вас, упование славы» (К Колоссянам 1:27);

3) свидетельство в новозаветном значении не может ограничиваться лишь сообщением о фактах или передачей услыш. и прочит. Свидет-вовать следует только о жизн. реальности, которая может включать в себя даже смерть С. как последнее подтверждение истинности его свидетельства (ср. Деяния 22:20; Откровение 2:13; Откровение 17:6). И в этом раб не выше своего Господа (От Матфея 10:24; От Иоанна 15:20; ср. От Марка 10:39; 1-е Иоанна 5:6), верного и истинного С. (Откровение 1:5; Откровение 3:14).