Светильник, подсвечник Библейская Энциклопедия Брокгауза

Светильник, подсвечник

I. Для освещения жилого помещения свечу устанавливали на подставку – подсвечник (От Матфея 5:15). Найденные в Мегиддо подсвечники представляют собой конструкцию, в основании которой лежит бронзовый круг с укрепленными на нем прутьями, соединенными затем в стержень. Стержень украшен изображениями птиц или жен. фигурами. Похожий подсвечник был обнаружен и при раскопках в Васане.

II 1) С. для скинии собрания (Исход 25:31-40; Исход 37:17-24; Исход 40:24; Левит 24:2-4) был изготовлен из чистого золота. Он состоял из подставки, стержня и шести рожков, располож. т.о., что вместе со стержнем С. имел семь рожков одинаковой высоты. На каждом из шести рожков, попарно отходивших от стержня, были укреплены по три чашечки в форме цветка миндаля. На среднем стержне имелись четыре подобные чашечки, каждая из которых находилась под тремя парами рожков, а четвертая – сверху, непосредств. под свечой. К подсвечникам прилагались семь лампад, а также щипцы и лотки (Исход 25:37:38; Исход 37:23), которыми пользовались при чистке фитиля. Вес золота, использов. при литье, составлял 1 талант (около 35 кг). Образец золотого С. был показан Моисею на горе Синай (Исход 25:9:40). Какую высоту имел стержень, определить невозможно, но, вероятно, он был выше стола для хлебов предложения. На семи рожках укреплялись семь лампад – наполненных елеем чаш, – в каждой из которых горел фитиль. Первосвященник утром чистил С. и зажигал его вечером, так что, вероятно, он горел только ночью (ср. Исход 27:20:21; Исход 30:7:8; Левит 24:2; Числа 8:2:3; ср. 1-я Царств 3:3). Во времена Иосифа Флавия три лампады могли гореть и днем.) во время освящения храма Соломона С., вероятно, находился среди утвари, принесенной из скинии собрания (ср. 3-я Царств 8:4; 2-я Паралипоменон 5:5), но конкретно он не упоминается; в храме на его месте было установлено десять новых С. (3-я Царств 7:49; 2-я Паралипоменон 4:7). В послепленный период в храме вновь стоял лишь один золотой С., но и он был похищен Антиохом IV Эпифаном ( Маккавеи; 1 Макк. 1:21); новый С., установленный Иудой Маккавеем (1 Макк. 4:49), после разрушения храма Ирода был перенесен в Рим Судя по изображению С. на триумф. арке Тита в Риме (которое, однако, по утверждению Иосифа Флавия, неточно), этот С. в некоторых деталях отличался от С., описанного в книгах Моисея;

3) во времена позднего иудаизма в синагоге, возле ковчега с Торой, стояли два семирожковых С.; помимо этого, подобные подсвечники часто изображались в качестве символов в гробницах, синагогах и на предметах утвари.

III. Золотой С. с семью лампадами, питаемыми елеем духа (Захария 4), символизирует Церковь Господа (Откровение 1:4:12:20). Свет.