Светильник Библейская Энциклопедия Брокгауза

Светильник [евр. лаппид; греч. лампас].

I. Под С. в Библии часто подразумевается факел в традиционном его понимании, т.е. связка прутьев, обмотанная паклей или тряпками, пропитанными жиром или смолой. Такой С. служил для освещения вне помещений (От Иоанна 18:3). Во время войн, особенно при осадах, с помощью факела поджигали лагеря и города противника (см. Книга Судей 15:4). Воины Гедеона прятали горящие факелы в глиняных кувшинах, чтобы свет не выдал их присутствия (Книга Судей 7:16:20). В качестве С. (Иеремия 25:10; От Матфея 25:1) в древности использовались неглубокие чаши, суженные в одном или нескольких местах для того, чтобы фитиль (жгут) лучше держался. С., упоминающиеся в притче о десяти девах (От Матфея 25:1-13), вероятно, были небольшими сосудами, куда наливалось масло и опускались промасленные жгуты. «Поправить светильник» (От Матфея 25:7) означало очистить жгут от нагара, чтобы он горел ровным пламенем. На протяжении столетий форма С. постоянно менялась, пока наконец он не превратился в закрытый резервуар с розеткой для фитиля и с отверстием для заправки маслом. Форма керамич. С. позволяет определить возраст того или иного культурного слоя курганов (теллей). С. часто устанавливался на специальной подставке. Если С. выносили из дома, то обычно брали с собой специальный сосуд с маслом для его дозаправки (От Матфея 25:4).

II. С. [евр. менора] в ВЗ метафорич. названы Бог и Его Слово (2-я Царств 22:29; Псалтирь 118:105), а также царь Израиля (2-я Царств 21:17). С. также может символизировать жизнь (Иов 21:17; Притчи 13:9), особенно жизнь к.-л. рода, ч.-л. потомства (3-я Царств 11:36; 4-я Царств 8:19; Псалтирь 131:17).