Свет Библейская Энциклопедия Брокгауза

Свет

I. С. [евр. ор; греч. фос], лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым. С. противоположен тьме. В Библии и в раввинистич. лит-ре слово «С.» встречается очень часто:

1) C. был сотворен Богом по Его произволению (Бытие 1:3-5) в первый день творения мира, еще до того, как были созданы источники С., «светила на тверди небесной» (Бытие 1:14). Поэтому Бог является «Отцом светов» (Иакова 1:17);

2) слово «С.» встречается и в метафорич. выражениях, напр. «говорите при свете» (От Матфея 10:27) (т.е. «вы должны публично объявить об этом») или «всякий, делающий злое, ненавидит свет» (От Иоанна 3:20) (т.е. «преступник страшится огласки и не желает, чтобы его поступки стали к.-л. известны»);

3) в переносном значении словом «С.» обозначаются предметы, излучающие С., – небесные светила, факелы, лампы, светильники и т.д.; так, Петр во дворе дома первосвященника «грелся у света» (От Марка 14:54; так – в греч. тексте), т.е. у открытого огня. Иногда С. названо то, что освещается: «все, делающееся явным, свет есть» (К Ефесянам 5:13). В данном случае имеется в виду верующий, который, воспринимая Божье откровение, превращается в источник С. и становится носителем Божеств. свидетельства в мире: «Вы – свет мира» (От Матфея 5:14);

4) в раввинистич. лит-ре слово «С.» обозначает: а) в нравст. аспекте – всё, что противостоит греху, особенно честные и справедливые деяния; б) в истории спасения – счастье, радость, спасение, избавление; в) это слово употребляется также и как собств. имя Мессии.

II. ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СВЕТ» В БИБЛИИ.

Бог являет Свою власть над С. и тьмой; Он «образует свет и творит тьму», Он «делает мир и производит бедствия» (Исаия 45:7). Т.о., С. обозначает Бога и сферу божественного. В прологе Ев. от Иоанна понятия «слово» и «С.» взаимосвязаны. С. – это наивысший Божий дар, который наполняет жизнь духовностью. Как сказано в К Ефесянам 5:9: «Плод света во всякой доброте, и праведности, и истине» (цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана):

1) С. как символ Божеств. сущности – в этом суть проповеди ап. Иоанна, открывшего Церкви, что «Бог есть свет» (1-е Иоанна 1:5). Бог назван С., потому что Он обладает наивысшей истиной и всеведением: «Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним» (Даниил 2:22);

2) Бог не только Сам является С., но и позволяет Своему народу приобщиться к Своей светлой сущности; Он озаряет Своих чад С. Своего лица (Числа 6:25; Псалтирь 4:7), свидетельствуя тем самым о Своей благости и милости (ср. Псалтирь 88:16). Бог и Иисус Христос называются С., ибо Они просвещают человека небесным С. (ср. 2-я Царств 22:29; Псалтирь 26:1; Исаия 60:3:19; 1-е Иоанна 1:5), а Закон Божий является «светом для народов» (Исаия 51:4; ср. Псалтирь 118:105);

3) Иисус как Сын Бога является «сиянием Его славы и образом ипостаси (т.е. сущности) Его» (К Евреям 1:3). В Иисусе Христе заключены жизнь и С. (От Иоанна 1:4), причем обе эти составляющие равнозначны. Свидет-вуя о Себе, Иисус называет Себя «светом мира» и обещает последовавшим за Ним «свет жизни» (От Иоанна 8:12). Он призывает обратиться к С. и веровать в Него, с тем чтобы стать «сынами света» (От Иоанна 12:36);

4) подобно Христу, С. названа и Его Церковь (От Матфея 5:14; К Ефесянам 5:8) – Его Тело (К Ефесянам 1:22:23). Хождение во С. (1-е Иоанна 1:7-9), противопоставляемое пребыванию в греховной тьме (ср. Иов 24:13), включает в себя исповедание собств. грехов и заботу о душах ближних (От Иоанна 3:20:21; К Ефесянам 5:13:14; К Евреям 13:17). Кто судит себя сам, тот не будет судим Богом (1-е Коринфянам 11:31), Который «осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1-е Коринфянам 4:5);

5) В НЕБЕСНОМ ИЕРУСАЛИМЕ,

когда наша вера достигнет полноты в непосредств. созерцании Бога, в Божьем С. мы увидим свет (Псалтирь 35:10), т.к. Бог есть истинный С., воплощение совершенства, истины и мудрости. Проникнутые Божьим С. истины и мудрости, мы познаем Бога как начало всех начал и, просветленные этим знанием, обретем блаженство в озарении Божьей славы (Откровение 21:23);

6) САТАНА КАК АНГЕЛ СВЕТА.

Дьявол во все времена стремился занять место Бога и добиться человеч. поклонения (От Матфея 4:9). Поэтому неудивительно, что он пытается копировать Божественную сущность. Именно по этой причине Павел предостерегает коринфян не только от лжеапостолов, но и от сатаны, который принимает вид ангела С. (2-е Коринфянам 11:14). Чтобы не быть обманутыми, христианам надлежит все подвергать испытанию (1-е Фессалоникийцам 5:21; 1-е Иоанна 4:1).