Саул Библейская Энциклопедия Брокгауза

Саул [евр. Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)» ]:

1) сын знатного вениамитянина Киса. С. был красив и высок ростом (1-я Царств 9:1). Господь привел его к пр. Самуилу (1-я Царств 9), чтобы тот помазал его в цари Израиля (1-я Царств 10:1). С. не стремился к цар. власти, а когда получил ее, ему не хватило внутр. сил, чтобы соответствовать своему высокому предназначению. Он стал отрицат. примером израил. царя, который не покорился власти Бога; за свой грех, за отвержение слова Господа, С. был отвергнут Господом (1-я Царств 15). Евр текст 1-я Царств 13 искажен; Павел, говоря о сорока годах царствования С. (Деяния 13:21), называет округленное число; исследователи считают, что С. пришел к власти прим. в 1050 г. до Р.Х. Кис и С. жили в Гиве Сауловой (Вениаминовой) (1-я Царств 11:4; 1-я Царств 13:2), в 5 км сев. Иерусалима. Здесь археологами обнаружены остатки поселения и крепостного сооружения размером 51 x 47 м с четырьмя угловыми башнями. С. не пользовался единодушной поддержкой израильтян (1-я Царств 10:26). Однако положение изменилось после того как он спас Иавис Галаадский от аммонитян (1-я Царств 11). Затем тяжелое поражение от израильтян потерпели и филистимляне, причем главная заслуга в этом принадлежала сыну С. Ионафану (1-я Царств 13, 1-я Царств 14). Но С., который, не дождавшись Самуила, самовольно принес жертву, получил от Бога приговор, гласивший, что его царствование будет недолгим (1-я Царств 13:8-14). С. не обратил внимания на это предостережение и после победы над Амаликом повторил грех своеволия и непослушания. Хотя Господь повелел предать амаликитян заклятию, С. пощадил царя Агага и оставил лучших животных из его стада (1-я Царств 15:9). За то что С. не исполнил слово Господа, Бог отверг его самого (1-я Царств 15:23-26). Самуил сообщил об этом С. Это была последняя встреча царя с пророком (1-я Царств 15:35). Все послед. события явились следствием отвержения С. Богом. На место С. Самуил помазал в цари Давида, «и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1-я Царств 16:1-13), но отступил от С., которого вновь и вновь возмущал злой дух (1-я Царств 16:14). После победы Давида над Голиафом (1-я Царств 17) С., завидуя Давиду, стал подозревать его в стремлении завладеть престолом (1-я Царств 18:6). Бессмысл. преследованием своего лучшего военачальника он дал возможность филистимлянам вновь напасть на израильтян. Ни заступничество Ионафана (1-я Царств 20:32), ни благородное поведение Давида (1-я Царств 24:1; 1-я Царств 26:1) не смогли остановить С. на его гибельном пути: он стал убийцей священников из Номвы (1-я Царств 22:6-23). В конце концов на горе Гелвуе, со всех сторон теснимый филистимлянами, он покончил жизнь самоубийством, бросившись на острие меча. Погибли и его сыновья Ионафан, Аминадав и Малхисуа. Филистимляне нашли их тела и повесили на стене Беф-Сана, предварит. отрубив С. голову; его оружие они положили в капище ⇒ Астарты (1-я Царств 31). В последнюю в своей жизни ночь С. пошел к волшебнице в Аэндор, чтобы вызвать умершего Самуила (1-я Царств 28). Библия повествует о явлении умершего. Самуил еще раз объявил С. приговор: «Завтра ты и сыны твои будете со мною» (т.е. в царстве мертвых; ( Ад, преисподняя, 1-я Царств 31:19). Жизнь С. и его царствование закончились трагически. Но жители Иависа не забыли своего освободителя. Они сняли тела С. и его сыновей со стены Беф-Сана, по обычаю сожгли их и погребли их кости (1-я Царств 31:11-13). Давид сочинил о С. и Ионафане «плачевную песнь» (2-я Царств 1:17-27). Старая кровная вина С. в умерщвлении гаваонитян была отомщена лишь много времени спустя, когда были казнены два его сына (от Рицпы) и пять внуков. Их тела вместе с костями С. и Ионафана погребены в гробнице Киса (2-я Царств 21:1-14);

2) С., или Савл, – первонач. имя ап. Павла (Деяния 7, Деяния 8, Деяния 9, Деяния 10, Деяния 11, Деяния 12, Деяния 13). В Деян. 13говорится, что у Савла было и другое имя – Павел, имя «Саул» встречается только в Деяния 22:7:13; Деяния 26:14, в рассказах Павла о своем обращении;

3) царь Эдома, происходивший из Реховофа (2), «что при реке» (Бытие 36:37; 1-я Паралипоменон 1:48);

4) сын Симеона от его жены-хананеянки (Бытие 46:10; Исход 6:15; 1-я Паралипоменон 4:24), родоначальник одного из родов колена Симеона (Числа 26:13);

5) левит из рода Каафа, сын Узии (1-я Паралипоменон 6:24).