Самуил Библейская Энциклопедия Брокгауза

Самуил [евр. Шемуэл, вероятно, это слово образовано в результате стяжения гласных в словах шемуа-эл, «услышанный Богом», 1-я Царств 1:20]:

1) сын Елканы (4) и Анны, левит. Мать С. посвятила его Господу и привела в Силом к первосвященнику Илию (1-я Царств 1). Здесь, в святилище, под присмотром Илии С. жил и служил Богу (1-я Царств 2:18:21). Однажды Господь воззвал к С. и объявил ему о суде, который Он произведет над домом Илия за нечестие сыновей священника (1-я Царств 3). Так С. был призван в пророки в то время, когда слово от Господа было редкостью (1-я Царств 3:1). Вместе с тем С. стал последним судьей Израиля, и именно он через 20 лет после великого поражения при Авен-Езере и утраты ковчега завета (1-я Царств 4:1) освободил израильтян от ига филистимлян (1-я Царств 7:2-14). Он жил в Раме (1-я Царств 7:15-17), но судейские обязанности заставляли его ежегодно обходить Вефиль, Галгал и Массифу. Состарившись, С. назначил судьями своих сыновей Иоиля и Авию, но они оказались продажными и судили нечестно (1-я Царств 8:1-3). Поэтому к С. пришли старейшины Израиля с просьбой дать им царя, как у других народов (1-я Царств 8:4). Несмотря на то, что, выдвигая эту просьбу, израильтяне отвергали Бога как Царя Израиля, Господь повелел С. удовлетворить их желание и помазать в цари Саула (1-я Царств 81-я Царств 10:27). Однако непослушание Саула привело к тому, что Господь отверг его (1-я Царств 15:10). После этого С. получил повеление тайно помазать в цари Давида (1-я Царств 16:1-23). Хотя С. и опечалился из-за Саула (1-я Царств 15:11:35), но остался послушен воле Господа. Нелицеприятный (1-я Царств 15:26) и неподкупный (1-я Царств 12:3-5), С. призывал народ вернуться под Божью опеку (1-я Царств 12:14:20-25). С. и его пророчеств боялись (см. 1-я Царств 16:4), потому что он возвещал суд Божий (1-я Царств 13:13; 1-я Царств 15:10) и потому что каждое его слово сбывалось (1-я Царств 3:19). Его имя упоминается в одном ряду с именами Моисея и Аарона (Псалтирь 98:6; Иеремия 15:1), он считается первым в длинной череде ветхозаветных (Деяния 3:24; К Евреям 11:32). С. умер в период, когда Давид скрывался от Саула. Пророк был погребен в Раме (1-я Царств 25:1);

2) сын Аммиуда, князь из колена Симеона (Числа 34:20), который должен был участвовать в разделе Ханаана.