Рувим Библейская Энциклопедия Брокгауза

Рувим [евр. Реувен, возможно, от евр. «видеть» ]:

1) старший сын Иакова и Лии (Бытие 29:31; Бытие 35:23). Р. был лишен первородства за то, что вступил в интимную связь с Валлой, наложницей отца (Бытие 35:22; Бытие 49:4; 1-я Паралипоменон 5:1; ср. Второзаконие 33:6). Когда братья из ревности хотели убить Иосифа, он убедил их не делать этого; он предложил бросить Иосифа в ров, надеясь затем отвести его к отцу (Бытие 37:21:29; Бытие 42:22). Когда Иаков отказался отпустить Вениамина вместе с братьями в Египет, Р. предложил в качестве залога своих сыновей на случай, если Вениамин не вернется назад (Бытие 42:37). Когда Р. отправился с Иаковом в Египет, у него было четверо сыновей: Ханох, Фаллу, Хецрон и Харми (Бытие 46:9; Исход 6:14; 1-я Паралипоменон 5:3);

2) колено Рувима, потомки сына Иакова, разделилось – в соотв. с происхождением от его сыновей – на четыре рода (в Синод. пер. – «поколения») (Числа 26:5-11). При первом исчислении народа в колене Р. насчитывалось 46 500 годных для войны мужчин от 20 лет и старше (Числа 1:20:21), при втором исчислении в конце странствования по пустыне – только 43 730 (Числа 26:7). Т.о., по своей численности колено Р. переместилось с 7 на 9 место среди израил. колен. В походном порядке колено Р. стояло во главе подразделения, которое в стане располагалось юж. скинии и при снятии с места выступало в поход вторым, как и колена Симеона и Гада. В мятеже Корея против Моисея и Аарона участвовали и некоторые из потомков Р. (Числа 16:1; Числа 26:9). Колено Р. наряду с коленом Гадовым и полуколеном Манассии получило свой удел на вост. берегу Иордана, но было обязано оказывать вооруж. помощь другим коленам при покорении Ханаана (Числа 32:16-33; Иисус Навин 4:12). Земля Р. лежала вост. северного побережья Мертвого моря, ее юж. границу образовывала река Арнон, вост. пределом была пустыня. С севера к ней примыкали тер. Гада и аммонитян (Иисус Навин 13:15-23). Четыре города в уделе Р. были предназначены для левитов, и среди них Бецер как город-убежище (Иисус Навин 20:8; Иисус Навин 21:7:36:37). После покорения Ханаана Р., Гад и полуколено Манассии в знак своей принадлежности к народу завета воздвигли у Иордана особый жертвенник. Сначала это деяние было встречено остальными коленами с неодобрением, но затем нашло у них понимание (Иисус Навин 22:1-6:10-34). Во времена порабощения Израиля Навином и Сисарой Р. держался в стороне, за что его порицала пророчица и судья Девора (Книга Судей 5:15). Затем, во времена Саула, заиорданские племена одержали убедит. победу над агарянами (1-я Паралипоменон 5:10:18-22). Колено Р. испытывало притеснение со стороны моавитян, которые временами отторгали большую часть его тер. (см. Иисус Навин 13:15-21 с Исаия 15:2:4; Исаия 16:8; Иеремия 48:1:21-23 и названия городов на ⇒ камне Меши), кроме того, это колено страдало от вторжений сирийцев с вост. берега Иордана (4-я Царств 10:32). Это колено было уведено в плен ассирийцами при Феглаффелласаре (Тиглатпаласар III) (1-я Паралипоменон 5:25:26). В пророчестве Иезекииля Р. получает свой удел в земле обетованной между Ефремом и Иудой (Иезекииль 48:6), а среди 144 тыс. запечатленных праведников упоминаются и 12 тыс. из колена Рувима (Откровение 7:5).