Рождение Библейская Энциклопедия Брокгауза

Рождение: 1) о физиологич. процессах, предшествующих Р. ребенка, израильтяне имели весьма огранич. представление. Зачатие понималось ими следующим образом: «Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня» (Иов 10:10). Женщина рассматривалась как сосуд (ср. 1-е Фессалоникийцам 4:4) для мужского семени, из которого в ней зарождался ребенок. Поэтому жена должна была сохранять верность мужу, в то время как он был свободен от подобного обязательства по отношению к ней ( Брак). Было известно, что месячный цикл у женщины является необходимым условием для зачатия (Бытие 18:11). В Осия 1:8 содержится намек на то, что в период кормления ребенка грудью новое зачатие затруднено. О внутриутробном развитии ребенка было известно очень мало. В любом случае, эти процессы считались покрытыми тайной (Екклесиаст 11:5), чудесами, творимыми Богом (Иов 10:8-11; Иов 31:15; Псалтирь 138:13; Иеремия 1:5). На девятимесячный срок беременности указывается в От Луки 1:36:56; здесь же говорится и о движении ребенка в утробе матери (От Луки 1:41:44);

2) при Р. ребенка женщине помогали родственницы, соседки (Руфь 4:14:16; 1-я Царств 4:20) или повивальные бабки. Во время схваток роженица, видимо, клала руки на бедра (Иеремия 30:6). Роды могли быть затяжными (Исаия 37:3; Осия 13:13) или столь тяжелыми, что мать умирала (Бытие 35:16-19; 1-я Царств 4:19). В ВЗ говорится о выкидышах (Исход 21:22; Иов 3:16; Псалтирь 57:9; Екклесиаст 6:3), о мертворожд. младенцах и гибели плода в материнском чреве (Числа 12:12; Иеремия 20:17). Часто родовые схватки и боли, причиной которых явилось грехопадение человека (Бытие 3:16), используются в качестве образных сравнений (Исаия 21:3; Исаия 26:17; Иеремия 49:24; К Галатам 4:19). Спасительное вмешат-во Бога сравнивается с безболезненными родами (Исаия 66:7). После появления на свет младенца мать от счастья забывала о своих страданиях (От Иоанна 16:21); радостную весть о Р. сына или дочери сообщали отцу (Иеремия 20:15). У новорожденного обрезали пуповину; затем его мыли, натирали солью и заворачивали в пеленку (Иезекииль 16:4);

3) вскоре после Р. ребенка отец или мать выбирали ему имя; иногда имя ребенку давали соседки (Руфь 4:17). Мальчикам в новозаветное время давали имя одноврем. с обрезанием – на восьмой день после Р. (От Луки 1:59; От Луки 2:21). После Р. мальчика женщина считалась нечистой семь дней, а после Р. девочки – две недели; она должна была оставаться дома соотв. 33 дня или 66 дней (т.е. в общей сложности – 40 или 80 дней), после чего ей следовало принести в святилище жертву очищения (Левит 12). Дети Возрождение Свидетель Первородство;

4) в 1Кор. 15апостол употребляет греч. слово эктрома («нежизнеспособный ребенок, родившийся до срока») (в Синод. пер. – «изверг»), которое встречается также в Септуагинте: в Иов 3:16 и в Екклесиаст 6:3.