Раскаяние, раскаиваться Библейская Энциклопедия Брокгауза

Раскаяние, раскаиваться

I 1) о человеч. Р. в ВЗ говорится редко (Исход 13:17; Книга Судей 21:15; Иеремия 8:6; Иеремия 31:19; Иов 42:6). Это слово употребляется здесь почти исключит. по отношению к Богу (см. ниже, II);

2) в НЗ понятие «раскаиваться» передается греч. глаголом метамеломай (От Матфея 21:29; От Матфея 27:3; 2-е Коринфянам 7:10), значение которого тесно связано с глаголом метаноэо ( Покаяние, каяться). Боль от греха (раскаяние) и отвращение от него (покаяние) неразрывно связаны между собой. Но человеч. (мирская) печаль, когда человек сожалеет о совершенных ошибках только потому, что они нанесли ему ущерб или навлекли на него позор, ведет к вечной погибели.

II 1) в ВЗ неоднокр. говорится о Р. Бога, напр.: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Бытие 6:6). Когда народ творит зло, Бог раскаивается в тех обетованиях, которые даровал ему (Иеремия 18:10). Так, напр., Бог говорит: «Жалею, что поставил Я Саула царем» (1-я Царств 15:11). С др. стороны, Господь раскаивается в том зле (Иеремия 18:8) и в тех бедствиях (Иона 3:10; Иоиль 2:13), которые произошли по Его собств. воле. Но Он же говорит: «Я определил, и не раскаюсь в том и не отступлю от того» (Иеремия 4:28), а также: «не отменю и не пощажу, и не помилую» (Иезекииль 24:14);

2) к сказанному Богом не следует применять человеч. мерки: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?» (Числа 23:19). В 1-я Царств 15:1, где дважды говорится, что Господь раскаялся, воцарив Саула (1-я Царств 15:11:35), в 1Цар. 15сказано: «И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (ср. Малахия 3:6);

3) слова о Р. Бога отражают тот факт, что Господь изменяет Свое отношение к человеку, если тот изменяет свое отношение к Нему. При этом Господь свидетельствует о Себе как о живом Боге, Который, будучи неизменным в Своей сути, действует совершенно свободно. Бог может взять назад угрозу, как только она достигнет своей цели, или на время отменить обетование, если знает, что оно не исполнит своего предназначения. Это, однако, не означает, что Господь совершает ошибки, а затем признает их; Бог праведен во всем, что Он совершает (Иеремия 12:1). «Раскаяние Божие» позволяет нам заглянуть в Его сердце, милующее каждого, кто обратился к Нему: «И приходящего ко Мне не изгоню вон» (От Иоанна 6:37).