Раб, рабыня, раба Библейская Энциклопедия Брокгауза

Раб, рабыня, раба

I 1) а) первонач. Р. у израильтян были иноземцы (напр., Елиезер из Дамаска: Бытие 15:2, в Синод. пер. – «домочадец»; египтянка Агарь, Бытие 16:1), плененные в ходе войн (Числа 31:9:18:26; Второзаконие 21:10; ср. 4-я Царств 5:2), купленные у чужестранных работорговцев, нередко у финикийцев (Бытие 17:27; Левит 25:44-46; ср. Иезекииль 27:13) или родившиеся в доме хозяина, т.е. Р. от рождения (Бытие 14:14; Бытие 17:12; Екклесиаст 2:7, в Синод. пер. – «домочадцы»). Оставшееся в живых ханаан. население Израиля Соломон привлекал в качестве Р. на строительстве дворцов и храма (3-я Царств 9:20). Обращение в рабство основывалось в этих случаях на общепризнанном праве (воен. праве и праве завоевателя или, соотв., на праве купли и владения). Однако похищение людей было запрещено под страхом смертной казни (Исход 21:16; Второзаконие 24:7); б) средняя цена Р. при рассмотрении претензий на возмещение ущерба равнялась 30 сиклям серебра (Исход 21:32). Иосиф был продан за 20 сребреников (Бытие 37:28; см. указанные в Левит 27:3-7 цены, которые, след. отметить, не относились специально к Р.); в) Р., хотя и являлся собственностью (Левит 25:46) и платежным средством («серебром») своего хозяина (Исход 21:21), тем не менее не был полностью бесправным: убийство Р. грозило наказанием (Исход 21:20), а если Р. получал тяжелое увечье, то его полагалось отпустить на свободу (ст. 26). Если пленная рабыня выходила замуж за своего хозяина, то она получала новые права, а если муж утрачивал к ней интерес, она становилась свободной (Второзаконие 21:10-14). Иов говорит о правах слуги и служанки, которыми нельзя пренебрегать, поскольку и их тоже создал Господь (Иов 31:13-15). Во Втор. 23говорится, что Р., сбежавшего к израильтянину, не следует выдавать хозяину. Нередко Р. занимали ответств. положение в доме (Бытие 24:1; Бытие 39:3-6); они могли даже стать приемными детьми (1-я Паралипоменон 2:34) или наследниками своих господ (Бытие 15:2). Заповедь о соблюдении субботнего покоя распространялась и на Р. (Исход 20:10; Исход 23:12; Второзаконие 5:14); в принципе, Р. не отстранялись от богослужения: их следовало подвергать обрезанию и тогда они могли принимать участие в праздновании Пасхи (Исход 12:44) и других праздников (Второзаконие 12:12, Второзаконие 18:1; Второзаконие 16:11:14). Р. священника мог даже есть «святыню» (Левит 22:11), что приравнивало его к прочим домочадцам (ср. Левит 22:12). Дети жившего в доме Р., видимо, всегда подвергались обрезанию (Бытие 17:12). Основополагающим принципом в обращении с Р. было напоминание: помни, «что и ты был рабом в земле Египетской» (Второзаконие 15:15), т.е. жил в рабстве, из которого Господь вывел Свой народ (Исход 20:2; Второзаконие 5:6; Псалтирь 80:7:11);

2) а) особое положение занимал купленный РАБ-ЕВРЕЙ (Исход 21:2). С ним полагалось обращаться не как с Р., а как с наемным работником (Левит 25:38-40). Эта привилегия сохранялась за ним и в том случае, если его продавали в работники пришельцу (Левит 25:47-54). Одной из причин продажи в рабство члена семьи (Исход 21:7) или себя самого в Библии названо обнищание (Левит 25:39:47). В рабство продавали вора, если он не мог возместить цену украденного (Исход 22:3). В Законе нет однозначных упоминаний о продаже в рабство за долги, но позднее такое случалось, и заимодавец мог вынудить к этому должника (4-я Царств 4:1; Неемия 5:5:8; Исаия 50:1; Амос 8:5:6; От Матфея 18:25); б) срок службы раба-еврея, который к тому же мог откупиться или быть выкупленным (Левит 25:47-49), как правило, ограничивался шестью годами; на седьмой год его полагалось отпустить на свободу без выкупа (Исход 21:2; Второзаконие 15:12-18). При этом его жена и дети освобождались вместе с ним только в том случае, если он женился до того, как был продан в рабство. Если же жену ему дал господин, то она и дети оставались Р. Если этот человек ради своей семьи или из привязанности к хозяину и далее желал оставаться Р., то господин прокалывал ему ухо у дверного косяка (Второзаконие 15:16; ср. Исход 21:3-6). Тогда рабство признавалось пожизненным, и Р. не подлежал освобождению в седьмой (субботний) год, когда остальных рабов-евреев отпускали на свободу (Левит 25:40). Ограничение рабства шестью годами не распространялось на израил. девушек, проданных в наложницы. Но если девушка переставала нравиться купившему ее, то он должен был позволить выкупить ее; однако ее не разрешалось продавать чужестранцу. Она получала свободу и в том случае, если сын хозяина брал ее себе в жены, а потом женился на другой (Исход 21:7-11). Позднее особые предписания, касавшиеся рабов-евреев, перестали соблюдаться. Во времена Иеремии вавил. угроза побудила израильтян попытаться восстановить эти правила, но обещание соблюдать их вновь оказалось всего лишь декларацией о намерениях (Иеремия 34:8-22);

3) НЗ рассматривает институт рабства как существующую реальность, не требуя его отмены. Павел призывал Р. не заботиться о своем освобождении, но при возможности изменить положение к лучшему, советовал этой возможностью воспользоваться (1-е Коринфянам 7:21). Сбежавшего Онисима Павел отослал обратно к Филимону, однако «не как раба, но выше раба, брата возлюбленного» (К Филимону 1:10-18). Р. и слуги должны повиноваться своим господам (К Ефесянам 6:5-8; К Колоссянам 3:22-25; К Титу 2:9), какими бы суровыми те ни были (1-е Петра 2:18); хозяева же не должны относиться к Р. «небрежно», т.к. Р. тоже являются братьями, т.е. верующими (1-е Тимофею 6:2). От господ требовалось справедливое обращение с Р. (К Ефесянам 6:9; К Колоссянам 4:1). Но перед Богом и во Христе не существует различия между господами и Р. (1-е Коринфянам 7:22; К Галатам 3:28; К Колоссянам 3:11).

II 1) нередко Р. (слугами) в Библии названы подчиненные, которые не являлись Р. в прямом смысле слова. Под Р. царя подразумеваются его воины (1-я Царств 17:8), но, как правило, профессион. воины, а не ополченцы (2-я Царств 2:12; 2-я Царств 3:22; 2-я Царств 11:1). Самих себя люди называли Р. по отношению к вышестоящим (Числа 31:49; 2-я Царств 9:8; 3-я Царств 1:26), к чужестранцам (Бытие 19:2) или тогда, когда хотели показать свою преданность и готовность служить;

2) человек называет себя Р. (От Луки 1:38:48), желая подчеркнуть свое положение перед Богом (см. «раб Господень» Исаия III,2а,б). Называя себя Р. в обращении к Богу (Числа 11:11; 1-я Царств 3:9; 3-я Царств 8:28; Деяния 4:29), молящийся выражает свою преданность и готовность к послушанию (Откровение 1:1; Откровение 7:3; Откровение 22:6). Сам Господь подтверждает правильность такого словоупотребления, называя Своими Р. Авраама, Моисея и Давида (Бытие 26:24; Числа 12:7; 2-я Царств 7:5). Служанка, одержимая духом прорицания, кричит в Филиппах о Павле и его спутниках: «Сии человеки – рабы Бога всевышнего» (Деяния 16:17). В проповеди и молитве древней Церкви говорится об Иисусе [ Деяния 3:26 – греч. пайс может означать «раб», «слуга» и «ребенок», «дитя» ] или, соотв., о Давиде (Деяния 4:25) как о Р. Божьих, а апостолы Павел (К Римлянам 1:1; К Филиппийцам 1:1; К Титу 1:1), Петр (2-е Петра 1:1) и Иоанн (Откровение 1:1) называют себя Р. Бога или Р. Иисуса Христа. Готовность служить обращена и на своих собратьев, поскольку, по словам Христа, «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (От Марка 9:35; От Марка 10:44). Но падший человек является Р. греха (От Иоанна 8:34; К Римлянам 6:17), Р. страха смерти (К Евреям 2:15) и Р. тления (2-е Петра 2:19) до тех пор, пока через искупление не станет Р. Богу и праведности (К Римлянам 6:17:22);

3) особый смысл понятие «Р.» приобретает в НЗ, когда оно употребляется в связи с противопоставлением Закона и Евангелия. Моисей был верным служителем во всем доме Божьем (Евр. 3согл. Числа 12:7), и через него был дан Закон (От Иоанна 1:17), «завет от горы Синайской, рождающий в рабство» (К Галатам 4:24). В противоположность этому Христос является Сыном в доме Бога (К Евреям 3:6); Он делает людей истинно свободными (От Иоанна 8:35). Во Христе нет больше рабов, как это было во времена Закона с его духом рабства (К Римлянам 8:15); есть только чада, сыны Божьи (К Галатам 4:7), принявшие Духа усыновления. Христос освободил людей, выкупив их дорогой ценой, и Павел предостерегает их от того, чтобы они вновь не стали «рабами человеков» (1-е Коринфянам 7:23), не подверглись «игу рабства», т.е. не подчинились порабощающей силе Закона (К Галатам 5:1).

III. Во всех библ. оборотах речи словам «рабыня», «раба» соответствует форма муж. рода этого слова. В ВЗ «раба», «рабыня» – это зависимая от господина женщина (иноплеменница, Левит 25:44, или еврейка, Иеремия 34:9), в НЗ – тоже зависимая от к.-л. женщина (От Луки 12:45; Деяния 16:16, в Синод. пер. – «служанка»). При обращении к высокопостав. лицу женщина именовала себя его Р. (Руфь 3:9; 1-я Царств 25:24; 2-я Царств 14:6), это относилось также к женам царей и правителей (3-я Царств 1:13). кроме того, слово «раба» отражает положение женщины пред лицом Бога (1-я Царств 1:11; От Луки 1:38:48). См. также Псалтирь 115:7: «Я раб Твой и сын рабы Твоей».