Путь Библейская Энциклопедия Брокгауза

Путь Путь. I. ⇒ Дорога ⇒ Палестина (II; V); II. Слово «П.» (как и «дорога», «тропа») часто употребляется в Библии в метафорич. значении: 1) вся ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА может быть названа П. (Иов 31:4; Притчи 20:24), который не может укрыться от Бога (Псалтирь 138:3; Исаия 40:27). Бог держит в Своей руке все П. (Даниил 5:23) и охраняет П. святых (Притчи 2:8). Богу ведом и скрытый от человека его грядущий жизн. П. (Иов 3:23), поэтому нужно довериться Богу (Псалтирь 36:5). Наконец, смерть может быть названа «путем всей земли (3-я Царств 2:2; Иов 16:22), однако подобное словоупотребление ограничивается ВЗ;

2) под ПУТЯМИ, КОТОРЫМИ ИДЕТ САМ БОГ, подразумеваются Божьи замыслы (Исаия 55:8) или дела (Псалтирь 144:17; Притчи 8:22), особенно Его план спасения человечества (Деяния 13:10; Деяния 18:25). Все П. Божьи – «милость и истина» (Псалтирь 24:10; Откровение 15:3) и неподсудны людям (Исаия 40:14), ибо превышают человеч. разумение (Исаия 55:8; К Римлянам 11:33);

3) часто слово «П.» означает поведение, жизн. устои, «хождение» человека (⇒ Ходить) (Книга Судей 2:17; Иезекииль 23:31; Деяния 14:16; Иакова 1:8).Текст Исх. 18ясно показывает, сколь взаимосвязаны П. и дела. В книгах Царств нередко повторяется выражение о «хождении путем отца своего и во грехах его"(3-я Царств 15:26:34; 3-я Царств 16:2:19:26; 3-я Царств 22:43:53). Особое духовное значение П. обретает оттого, что по нему идет Бог (Второзаконие 11:28; Иеремия 7:23). «Путь добрый» (Иеремия 6:16; ср. с 1-я Царств 12:23) – это жизнь в соотв. с Божьей волей. Вновь и вновь звучит призыв к Израилю «ходить путями Божиими́ (Второзаконие 8:6; Второзаконие 10:12; Второзаконие 11:22; Второзаконие 19:9; Иисус Навин 22:5). Т.о., выражение «ходить путями Божиими» обретает значение «поведение, заповед. человеку Богом» (Бытие 18:19; 2-я Паралипоменон 17:6; Псалтирь 118:15; От Марка 12:14; К Евреям 3:10);

4) представление о ДВУХ ПУТЯХ, которое намечается еще в ВЗ (Псалтирь 1:6; Псалтирь 118:29; Псалтирь 138:24; Притчи 4:18; Притчи 15:19), известнои в позднем иудаизме, но по-настоящему развернуто только в От Матфея 7(собств., это двойной образ: врата и П.). Речь здесь идет не о греховной или добредет, жизни, а о призыве Иисуса следовать за Ним. Следование за Христом – это суровое требование, узкий П. (доел. «обремененный ⇒ скорбью путь»; тетлим-менос – слово, однокор. с тлипсис), поэтому большинство людей избегает его. Но только это следование дарует обетование вечной жизни. Вместе с тем эта схема двух П. показывает необходимость, неотступность и важность решения – идти за Богом или против Него. Третьего, нейтрального, П. не существует;

5) в НЗ слово «П.» означает также средство или возможность ДОСТИЧЬ СПАСЕНИЯ (Деяния 16:17; ср. Деяния 16:30). Эту возможность, которую Исаия предвидел как П. святой (Исаия 35:8-10), сделал реальной только Иисус Христос Своей кровью (К Евреям 10:19), до этого «путь во святилище́ – к общению с Богом – был «еще не открыт» (К Евреям 9:8). Высшей точкой библ. высказываний о П. является определение Иисусом Самого Себя как П. (От Иоанна 14:6). Величие и неповторимость Иисуса проявляются в том, что не Он нуждается в П. к Отцу, а Сам является П., когда уходит, чтобы Своей смертью приготовить место ученикам (От Иоанна 14:3). От Иоанна 14:6 показывает исключительность этого заявления. Иисус не возвещатель и не предтеча. Которого оставляют позади, как это было с Иоанном Крестителем (От Иоанна 1:36). В Иисусе цель идентична П. Иисус – это П., потому что Он есть Истина и Жизнь (ср. К Евреям 10:19: «путь живой»), т.е. ответ на основной вопрос бытия (см. Бытие 2: «древо познания» и «древо жизни»); 6) своеобразное и единств. в своем роде словоупотребление обнаруживается в Деяниях, где слово «П.» обозначает ХРИСТИАН И ХРИСТИАНСКУЮ ЖИЗНЬ (Деяния 9– см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Деяния 19:23; Деяния 24– см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Деян. 24показывает, что П. христиане называют именно то, что иудеи презрительно называли «ересью». След., это было самоназванием христиан (слово «христиане» вначале возникает вне Церкви; Деяния 11:26). Подобным же образом Евангелие может быть названо «путем истины» или «путем правды» (2-е Петра 2:2:15:21).