Псалом Библейская Энциклопедия Брокгауза

Псалом Псалом. Благочестие людей ВЗ находит свое живое отражение в одухотвор. свидет-ве П. (⇒ Хвалебная песнь). Такие песнопения, помимо Псалтири, встречаются и в других местах ВЗ, напр. в Исход 15:1-18; 1-я Царств 2:1-10; Исаия 38:10-20; Иона 2:3-10.

I. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ:

1) евр. название книги Псалтирь – Техиллим, «хвалебные песнопения» – происходит от глагола халая, «ликовать», «восхвалять» (ср."аллилуйя»).0д-нако из всех П. только Псалтирь 144 обозначен как техилла («хвалебная песнь»). Септуагинта называет эту книгу Псалмой (Псалмы); сущ. псалма – производное от глагола псаллейн, «играть на лире», который указывает на способ исполнения П.;

2) Псалтирь как собрание гимнов, песнопений и молитв древней Церкви имеет богатую историю. В своем нынешнем виде она представляет подборку прежде разрозненных сборников древних песнопений, таких, как Псалтирь Давида (Псалтирь 3Псалтирь 10), песнопения для хора, написанные сынами Кореевыми (Псалтирь 41Псалтирь 48), Малая книга песен восхождения (Псалтирь 119Псалтирь 133; ⇒ Смена) и др. Это объясняет то обстоятельство, что, напр., песнь о безумце (Псалтирь 13) встречается дважды: она включена не только в Псалтирь Давида, но и во второй сборник П. (Псалтирь 52). Псалтирь делят на пять книг (Псалтирь 1Псалтирь 40; Псалтирь 41Псалтирь 71; Псалтирь 72Псалтирь 88; Псалтирь 89Псалтирь 105; Псалтирь 106Псалтирь 150), первые четыре из которых завершаются краткими славословиями (Псалтирь 40:14; Псалтирь 71:18-20; Псалтирь 88:53; Псалтирь 105:48). Вероятно, Псалтирь 1 считался вступит., а Псалтирь 150 – заключит. песнопением всей Псалтири;

3) исполнение П.:

а) собранные в Псалтири песнопения должны были исполняться во время богослужения. Богослужебное предназначение П. подтверждается и сравнением 1-я Паралипоменон 16:8-36 с Псалтирь 104 и Псалтирь 95. Во время утреннего жертвоприношения в каждый из дней недели пели по псалму, причем в след. последовательности: Псалтирь 23; Псалтирь 47; Псалтирь 81; Псалтирь 93; Псалтирь 80; Псалтирь 92; Псалтирь 91. О распределении П. по различным праздникам имеются разные сведения, точно известно лишь то, что во время пасхальной трапезы пели «Халлель» (Псалтирь 112Псалтирь 117; ⇒ Хвалебная песнь). В целом собрание П. в том виде, в каком оно представлено сегодня, – это, вероятно, книга песнопений, которая имела хождение в эпоху второго ⇒ храма;

б) формой исполнения П. была декламация с живыми модуляциями голоса под музык. сопровождение и с участием хора (2-я Паралипоменон 5:12). То, что П. исполнялись как антифонное пение, лучше всего видно на примере Псалтирь 135, в котором вторая часть каждого стиха «Ибо вовек милость Его» воспринимается как ответ общины на слова солиста. Наряду с этим можно найти фрагменты с рефреном, который должны были петь народ или хор (Псалтирь 41Псалтирь 42). Со времен Давида в обязанности левитских певцов и музыкантов входила игра на псалтирях, цитрах и кимвалах (1-я Паралипоменон 25:1; 2-я Паралипоменон 7:6; 2-я Паралипоменон 29:25-30). Дальнейшее перечисление ⇒ музыкальных инструментов, которые должны были сопровождать прославление Бога, мы находим в Псалтирь 150:3-5. ⇒ Поэтическое искусство ⇒ Песня ⇒ Хвалебная песнь;

в) многие выражения, смысл которых не совсем понятен совр. человеку, возможно, служили указаниями для исполнителей П. Напр., слово ⇒ села, возможно, указывало на паузу в молитв. песнопении. Сюда же относятся и те евр. слова, которые в Синод, пер. переданы как «плачевная песнь» (Псалтирь 7 и др.), «учение» (Псалтирь 31 и др.) и др. Пятьдесять пять П. имеют в заголовке пометку ламенаццеах, что предположит. означает начальнику хора. Иногда, видимо, упоминается какая-то другая песнь, на мелодию которой следовало петь П. «О лани, на которую охотятся на заре» (Псалтирь 21:1, в Синод. пер. – «При появлении зари»), «О голубице, безмолвствующей в удалении» (Псалтирь 55:1);

4) в заголовках прим. ста П. названы имена авторов: Моисея (Псалтирь 89), Давида (Псалтирь 3Псалтирь 31; Псалтирь 33Псалтирь 40; Псалтирь 50Псалтирь 64; Псалтирь 67Псалтирь 69; Псалтирь 85; Псалтирь 100; Псалтирь 102; Псалтирь 107Псалтирь 109; Псалтирь 121; Псалтирь 130; Псалтирь 132; Псалтирь 137Псалтирь 144), Соломона (Псалтирь 71; Псалтирь 126), ⇒ Асафа (Псалтирь 49; Псалтирь 72Псалтирь 82), Емана (Псалтирь 87), Ефама (Псалтирь 88) и сынов Кореевых (Псалтирь 41; Псалтирь 43Псалтирь 48). Во многих П. заголовок и текст указывают на события, которые позволяют достаточно точно определить время возникновения самих П. (Псалтирь 136; ср. ⇒ Давид, XI). Если таких указаний нет, то возраст песен установить практически невозможно: лингв, анализ также не дает каких-л. результатов. Многие П., авторами которых названы Давид и Соломон, можно датировать началом эпохи царств; это подтверждается и др. местами Библии (2-я Царств 1:17-27; 2-я Царств 3:33; 2-я Царств 222-я Царств 23:7; 3-я Царств 4:32; Амос 6:5). Подобные формы поэтич. иск-ва развивались в Сирии и Палестине с глубокой древности, что доказывают тексты из Рас-Шам-оы.

II. СОДЕРЖАНИЕ. Книга П. не поддается делению на главы, как др. книги Библии. П., близкие по содержанию, или П. одних и тех же авторов рассредоточены по всей книге. В то же время среди них нетрудно выделить устойчивые группы, как, напр., «цар. П.» Или «песни восхождения». Но и подборка П. по содержанию, без учета их последовательности, вряд ли возможна. К мессианским можно отнести те П., которые истолковывались таковыми еще до прихода Христа; эту группу можно расширить за счет тех П., которые истолкованы как мессианские уже в НЗ. Группирование П. по др. признаку затрудняется тем, что один П. может содержать различные составляющие, напр. наряду с жалобой на бедствие включать благодарность Богу за помощь. Яснее обстоит дело с цар. П. (Псалтирь 91Псалтирь 99) и песнями восхождения (Псалтирь 119Псалтирь 133). кроме того, следует назвать покаянные и молитв. П. (Псалтирь 3; Псалтирь 6; Псалтирь 31; Псалтирь 37; Псалтирь 50; Псалтирь 87; Псалтирь 101; Псалтирь 129; Псалтирь 142); просьбы к Богу о помощи (Псалтирь 4; Псалтирь 5; Псалтирь 10; Псалтирь 27; Псалтирь 40; Псалтирь 54; Псалтирь 58; Псалтирь 63; Псалтирь 108; Псалтирь 119; Псалтирь 139); хвалебные и благодарств. песнопения (Псалтирь 17; Псалтирь 28; Псалтирь 105; Псалтирь 110; Псалтирь 112; Псалтирь 116; Псалтирь 117; Псалтирь 133Псалтирь 135; Псалтирь 137; Псалтирь 143Псалтирь 150); утренние песнопения (Псалтирь 3; Псалтирь 5; Псалтирь 18; Псалтирь 56; Псалтирь 62; Псалтирь 107); назидат. П. (Псалтирь 1; Псалтирь 5; Псалтирь 7; Псалтирь 14; Псалтирь 49; Псалтирь 72; Псалтирь 93; Псалтирь 118; Псалтирь 138); мессианские П.(Псалтирь 2; Псалтирь 15; Псалтирь 21; Псалтирь 23; Псалтирь 39; Псалтирь 44; Псалтирь 68; Псалтирь 71; Псалтирь 109; Псалтирь 117); П. о славе Божьего творения (Псалтирь 8; Псалтирь 18; Псалтирь 28; Псалтирь 32); П. ист. содержания (Псалтирь 77; Псалтирь 104; Псалтирь 105); 2) хотя Псалтирь – это собрание многих песнопений, созданных разными авторами, все же можно поставить вопрос о ее основной идее, поскольку речь в П. идет не только о благочестивых чувствах, выраженных в поэтич. форме. П. как ⇒ молитвы – это разговор с Богом, вопль (⇒ призыв) о спасении и ответ на Божьи дела, совершаемые для спасения Его народа и каждой отдельной личности. П. учат тому, как молиться Богу в Духе и истине. Приходя к Богу в молитве, человек должен осознавать свою греховность, которая проявляется прежде всего во всеобщей греховности человечества, нередко открыто восстающего против Бога (Псалтирь 2), пренебрегающего грядущим Божьим судом (Псалтирь 9) или вообще отрицающего существование Бога (Псалтирь 13; Псалтирь 52). Поскольку враги Бога не могут вести войну против Него Самого, то они преследуют людей, стремящихся жить благочестиво (Псалтирь 16; Псалтирь 21; Псалтирь 36) и в ожидании Божьего вмешательства безропотно сносящих эти преследования. Когда Господь, желая наказать и вразумить Свой народ, надолго отдает его в руки врагов, то жалобы и упования изливаются в П. (Псалтирь 136; Псалтирь 125). Еще глубже и острее, чем общая вина человечества, осознаются собств. грехи. Человек, ничтожный пред Богом (Псалтирь 8:5; Псалтирь 143:3:4) и подобный червю (Псалтирь 21:7), опускается еще ниже под тяжестью собств. греха, лежащего на нем с рождения (Псалтирь 50:3-8) и являющегося причиной страшных бед (Псалтирь 37). Первое желание грешника – замолчать свой грех, но душевные и телесные страдания принуждают его к – исповеданию, которое является предпосылкой прощения (Псалтирь 31; Псалтирь 78:9; Псалтирь 129:3). Однако не всякое ⇒ страдание представляет собой Божье наказание. Так, страдающий праведник после основат. проверки своей совести может исповедаться и в своей невиновности (Псалтирь 7; Псалтирь 25:2:11). Прощая людям грехи. Бог извлекает их «из страшного рва, из тинистого болота» (Псалтирь 39:3), а души их избавляет от коварства и насилия (Псалтирь 71:14) и даже от власти преисподней (Псалтирь 48:16). Непостижимая слава Божья проявляется в том, что Он очищает Своих избранных и дарует им новое, чистое сердце (Псалтирь 50:9-14). Прощение и искупление – это то, из чего произрастает благодарность Богу, которой исполнены сердца спасенных Им (Псалтирь 106; Псалтирь 107). Но полное искупление народа Божьего пока только обещано (Псалтирь 129:8); оно будет достигнуто лишь после того, как страдавший в одиночестве Мессия (Псалтирь 21) явится как Царь славы (Псалтирь 23), победивший всех Своих врагов (Псалтирь 117). Следует помнить, что милость и избавление не будут дарованы Богом каждому, поэтому человек должен обратиться к Нему за помощью (Псалтирь 26:7-10; Псалтирь 64:3-5) и познать страх Господень, удерживающий от греха (Псалтирь 85:11). Бог – это праведный Судья (Псалтирь 7:12-18; Псалтирь 10:1-7), от Которого не укроются даже те наши грехи, которые неизвестны нам самим (Псалтирь 89:8); но праведность Бога (⇒ Справедливость) всегда сопровождается Его ⇒ милостью, ⇒ милосердием, добротой и ⇒ верностью (Псалтирь 102:8-13; Псалтирь 144). Бог – праведный помощник в бедах. Он всегда приходит на помощь благочестивым (Псалтирь 15; Псалтирь 22; Псалтирь 36; Псалтирь 41; Псалтирь 42), в т.ч. и в гонениях (Псалтирь 56; Псалтирь 58), поэтому молитвы с жалобами на бедствия переходят в благодарность, открывающую путь для Божьего спасения (Псалтирь 49:23). При этом только Сам Бог знает срок, в который придет помощь (Псалтирь 12:2:3). Божья помощь, полученная человеком, ведет его к постоянному и живому общению с Богом (Псалтирь 72:23-28), дарующим благословение (Псалтирь 64; Псалтирь 66; Псалтирь 127). Тот, кто познал Божье благословение, всецело уповает на Него (Псалтирь 26; Псалтирь 45; Псалтирь 61; Псалтирь 90; Псалтирь 91). Поэтому жизнь Божьего народа, как и жизнь отдельного благочестивого человека, все более наполняется благодарностью, которая может выражаться в хвалебных песнопениях. Это благодарств. Славословие Бог желает слышать из уст человека как новую песнь (Псалтирь 32; Псалтирь 33; Псалтирь 95) – так, чтобы она сливалась со славой Божьей, проповедуемой всем Его творением (Псалтирь 8; Псалтирь 18:1-7; Псалтирь 103; Псалтирь 148). Поэтому книга заканчивается призывом: «Все дышащее да хвалит Господа!» (Псалтирь 150:6).