Прославление Библейская Энциклопедия Брокгауза

Прославление Прославление, восхваление. I1) ВЗ прославляет положит, качества человека (Притчи 31:31). Тот, кто пользуется авторитетом и снискал благословение Божье, прославляется другими людьми (Иов 29:11). Но вместе с тем текст 3Цар. 20предупреждает об опасности самовосхваления (ср. Притчи 27:1). Жажда восхваления ведет к тщеславию (2-я Паралипоменон 25:19) и заканчивается отпадением от Бога (Псалтирь 96:7). Господь предостерегает от самовосхваления тех, кто получил от Него дары мудрости, силы, богатства, т.к. человек легко может счесть их надежным достоянием и подтверждением своей исключительности. Истинно достойны восхваления те, кто познал Бога в Его милосердии (Иеремия 9:23:24). ⇒ Надменность,

2) только Господь может и должен быть прославляем, особенно в народе, которому Он открылся (Второзаконие 10:21; 1-я Паралипоменон 16:10; Исаия 43:21). Прославляются имя Бога (1-я Паралипоменон 29:13), Его правда (Псалтирь 50:16), сила (Псалтирь 58:17), милость (Псалтирь 89:14), а также слово Божье (Псалтирь 55:5). Такое прославление – это слышимый в мире отзвук Божьего откровения; поэтому оно совершается публично (Псалтирь 21:23) и должно исходить от всех «концов земли» (Исаия 42:10). Это то возвещение хвалы (Псалтирь 50:17), через которое и язычники учатся познавать и восхвалять Бога (Иеремия 33:9; Иезекииль 16:14).Так становится ясна Божья цель: весь сотвор. мир должен объединиться в проповеди Его славы (Псалтирь 18).

II 1) НЗ призывает еще категоричнее: «хвалящийся хвались Господом» (1-е Коринфянам 1:31, ср. Иеремия 9:22; 2-е Коринфянам 10:17; К Римлянам 5:11). Бог спасает в Иисусе только из милости, чтобы никто не мог хвалиться перед Богом (К Ефесянам 2:9; 1-е Коринфянам 1:29),всякое прославление человека исключено (К Римлянам 3:27; 11:18). Тщеславие, заключающееся в надежде на собств. силы, есть зло (Иакова 4:16); напротив, истинного восхваления заслуживают Божьи дела (От Иоанна 12:17), крест Иисуса (К Галатам 6:14), надежда на грядущую славу (К Римлянам 5:2) и даже скорбь, через терпение ведущая к надежде (К Римлянам 5:3). An. Павел прославляет терпение и веру, которые Бог пробуждает в христианах, обращенных из язычников (2-е Фессалоникийцам 1:4; ср. 2-е Коринфянам 9:2-4). Поэтому и эти качества послужат похвале апостола в день Второго пришествия Иисуса (К Филиппийцам 2:16; 1-е Фессалоникийцам 2:19), как плод и знамение великих деяний, сотворенных Богом в Павле и через Павла (1-е Коринфянам 15:10; К Галатам 2:8). Неверно, однако, было бы восхвалять человека за то, что он сделал якобы своими собств. силами, тогда как все исходит от Бога (1-е Коринфянам 3:21; ср. 1-е Коринфянам 3:4);

2) Павел не нарушает эти принципы, когда восхваляет себя перед коринфянами (2-е Коринфянам 102-е Коринфянам 12:12). Здесь он противостоит церкви, которая начала ориентироваться на внешние авторитеты (2-е Коринфянам 10:7) и в которой появились люди, «хвалящиеся по плоти» (2-е Коринфянам 11:18). Поэтому Павел стал «немощным для немощных», чтобы спасти и вразумить их (1-е Коринфянам 9:22). Он отдает себе отчет в своем «неразумии» (2-е Коринфянам 11:17), в том, что, хвалясь, говорит как неразумный (2-е Коринфянам 12:11), но к этому принудили его коринфяне. Однако сказанное Павлом соответствует истине, апостол даже замалчивает кое-что из дарованных ему благословений, чтобы не соблазнить других ложной верой в него, Павла (2-е Коринфянам 12:6). ⇒ Прославление, прославлять ⇒ Хвала ⇒ Честь ⇒ Слава.