Пророчество Библейская Энциклопедия Брокгауза

Пророчество Пророчество, пророчествовать. I. Под П. Библия понимает ⇒ откровение, данное человеку посредством Духа Божьего. В НЗ П. причислено к дарам Духа (⇒ Дар), о которых должны «ревновать» все верующие (1-е Коринфянам 14:1:5:39).Хотя «орудием» П. Всегда является человек, верующие с уверенностью принимают откровение как слово Бога, что позволяет им утверждать: «Дух Святой сказал...» (Деяния 13:2), «Дух Святой свидетельствует...» (Деяния 20:23) или «...Дух говорит церквам» (Откровение 2:29). Речь идет о Божьих откровениях, которые невозможно постичь человеч. разумом (ср. 2-е Петра 1:20). И тем не менее П. – это осмысленное, упорядоченное слово (1-е Коринфянам 14:32). Если в ВЗ пророч. даром наделены только пророки, то в НЗ Дух П. обещан всем (Иоиль 2:28;Деяния 2:16-18;Деяния 21:9; 1-е Коринфянам 12, 1-е Коринфянам 13, 1-е Коринфянам 14). Ср., однако, особое служение ⇒ пророка (V).

II. Пророч. речь может быть основана на прямом словесном откровении Бога (см. Иеремия 1:7:11:19; Захария 1:1). Но часто Бог посылал пророкам сны и видения (Бытие 46:2; Числа 12:6; Даниил 1:17; Даниил 2:19; Даниил 7:1; Захария 1:7; Иоиль 2:28), иногда сопровождаемые пояснениями (3-я Царств 22:19-33; Псалтирь 88:20; Исаия 1:1; Иеремия 1:11-19; Иезекииль 37:1-14; Амос 7:1-9; Амос 8:1-3; Деяния 10:10-16), которые надлежало пересказать народу; иногда Бог, повелевая пророкам совершить то или иное символич. действие, пояснял им его смысл (Исаия 20:2; Иеремия 27:2; Иезекииль 12:3-7; Осия 1:2-9) или приказывал записать опред. сообщение (Исаия 8:1; Исаия 30:8; Иеремия 29:1; Иеремия 30:2), как это было при передаче ⇒ Закона Моисею (Исход 24:4; Исход 34:27). В ВЗ передача пророч. вести осуществлялась пророками в различных формах, известных и привычных народу, напр. в притче (Иезекииль 17:2-10), плаче об умерших (Исаия 14:4-23; Амос 5:1), хвалебных песнопениях (Исаия 42:10-17; Исаия 44:23), скорбных песнопениях – плачах (Иеремия 14:2-6), паломнич. песнопениях (Исаия 2:2-4), насмешливых песнях (Исаия 23:7-10:15),в форме обвинений и угроз (Исаия 1:2-4; Амос 1Амос 2:6).

III. П. распространяется на прошлое, настоящее и будущее. Пророч. свет позволяет увидеть события давно прошедших времен (Иезекииль 20:4-28); как пророч. прозрение, в котором отразилось прошлое, вероятно, следует понимать и рассказ о сотворении мира в Бытие 1. Актуальность П., его непреходящее значение состоит в том, что оно раскрывает внутр. жизнь человека (1-е Коринфянам 14:24), позволяет заглянуть в сердце ближнему (ср. От Матфея 16:17; От Марка 2:8; От Иоанна 4:17-19; Деяния 5:1-4), способствует распознанию духов (От Иоанна 4:1). Главная же сфера П. – это будущее, что подтверждается не только исполнившимися в Новом Завете ветхозаветными предсказаниями, но и самим Новым Заветом (Деяния 11:27; Деяния 20:23; Деяния 21:10; Откровение 1:1). «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7; ср. Исаия 42:9; Исаия 46:10); так, пророки заранее предвидели и предвещали дарование Евангелия (К Римлянам 1:1; 1-е Петра 1:10-12).

IV. Предназначение П. состоит в том, чтобы давать верующим конкретные указания, какие действия нужно совершать в данный момент и какие решения, соотв. Божьей воле, принять (см. От Иоанна 16:13; К Ефесянам 1:17). Павел писал, что цель П. – это назидание, увещевание, утешение Церкви (1-е Коринфянам 14:3:31). Но П. имеет свои границы: человек способен познавать и передавать лишь частицу полной истины Божьей (ср. 1-е Коринфянам 13:9); П. Никогда не входит в противоречие с верой (ср. К Римлянам 12:6). П. – это каждый раз указание пути, Господь может заменять одно П. другим или отменять его (1-е Коринфянам 14:30). П. никогда не подкрепляется к.-л. доказат-вами, оно воспринимается верующими как Божье откровение. Опасность исходит от лжепророков, подражающих пророкам истинным; поэтому духов надлежит испытывать (От Иоанна 4:1-3; ср. 1-е Коринфянам 12:3), а всякое П. проверять на истинность (1-е Коринфянам 14:29). Ал. Павел видит в П. такой дар, которым мог бы обладать каждый член церкви (1-е Коринфянам 14:1:5:39). П. – это знамение Для верующих (1-е Коринфянам 14:22), оно служит назиданию, увещеванию, утешению и поучению общины (1-е Коринфянам 14:3:31). Назначение на определ. ⇒служение или на должность часто происходило также на основании П. (1-е Тимофею 1:18; 1-е Тимофею 4:14).