Пророк Библейская Энциклопедия Брокгауза

Пророк Пророк. I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. Греч. слово профетес, которым в НЗ передается понятие пророк», означает «глашатай», «вещатель», причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего. В ВЗ наряду с самым употребит. в евр. яз. словом нави (возможно, «вещатель», «глашатай», но скорее всего «призванный») иногда встречаются слова роэ (в Синод. пер. – «прозорливец», 1-я Царств 9:9; 1-я Паралипоменон 9:22; 1-я Паралипоменон 29:29), хозэ (в Синод, пер. – «прозорливец», 2-я Царств 24:11; «провидец», Амос 7:12; оба эти слова содержат намек на способ восприятия откровений), а также просто «человек Божий» (1-я Царств 2:27; 3-я Царств 12:22). Но все эти слова не до конца раскрывают суть пророч. служения.

II. ПРОРОК В ВЗ:

1) вряд ли можно говорить о едином образе П. в ВЗ. В истории Израиля П. должен был возвещать народу Божью волю, «ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7).П. надлежало предостерегать народ от греха, а также ободрять и утешать его. Переломным моментом в истории про-роч. служения стало вавил. пленение. После него П. (Аггей, Захария, Малахия) больше говорили о новых спасит. деяниях Бога, хотя в их пророчествах присутствовали и слова о суде; перед пленом же П. редко обращались к народу со словами ободрения. Можно выделить несколько основных причин, побуждавших Бога направлять в мир Своих посланников. Это: а) искажение веры в Бога Израиля и смешение ее с чуждыми культами (см., напр., Иезекииль 8:6); б) утрата израильтянами веры в своего Господа, когда это было связано с событиями политич. жизни (напр., Исаия 7:1-9); в) отступление от Божьих заповедей, касающихся отношений к бедным (Исаия 5:8; Михей 2:1). По поручению Господа П. предостерегали израильтян от всех этих ошибок, призывая их обратиться к вере и повиноваться Богу Израиля (Иеремия 3:7; Иеремия 4:1-4; Иоиль 2:12). Они грозили Божьим судом в случае непослушания (Амос 4:6-13). Т.о., П. – это люди, которые, с одной стороны, ощущали живую связь Бога с Его народом, а с другой – знали о Божьих путях и о будущей судьбе Израиля. П. – это Божий дар Своему народу, предостерегающая совесть, через которую Бог общается с ним. В пророч. служении отразилось ⇒ избрание Израиля, его особая роль среди других народов. Предназначение П. заключается именно в том, чтобы вновь и вновь – в словах милости и в словах гнева – высвечивать особую миссию Израиля как народа Божьего;

2) к числу П. относятся авторы пророч. книг (от Исаии до Малахии) и целый ряд др. ветхозаветных П.: ⇒ Авраам (Бытие 20:7), ⇒ Моисей (Второзаконие 18:15-18; Второзаконие 34:10), ⇒ Аарон (Исход 7:1), ⇒ Самуил (1-я Царств 3:20), ⇒ Гад (1-я Царств 22:5), ⇒ Нафан (2-я Царств 7:2), ⇒ Ахия (3-я Царств 11:29), ⇒ Самей (3-я Царств 12:22), ⇒ Иуй (3-я Царств 16:7; 2-я Паралипоменон 19:2), ⇒ Илия и ⇒ Елисей, ⇒ Михей (3-я Царств 22:9), а также ⇒ Иоанн Креститель (От Матфея 3:7-11; ср. От Матфея 11:13). Упоминаются по именам и пророчицы: ⇒ Мариамь (Исход 15:20), ⇒ Девора (Книга Судей 4:4), ⇒ Алдама (4-я Царств 22:14) (⇒ Олдана) и ⇒ Анна (От Луки 2:36); в Ис. 8под словом «пророчица» подразумевается жена Исаии. См. также хронол. таблицы в приложении;

3) известно, что во времена Самуила (1-я Царств 10:5:10; 1-я Царств 19:20), Илии (4-я Царств 2:3:5:15) и Елисея (4-я Царств 4:38-41; 4-я Царств 6:1) существовали т.наз."школы П.» – служение и тесное общение нескольких пророков. Несколько таких групп, очевидно, объединялись вокруг Самуила (1-я Царств 19:20:24) или Елисея (4-я Царств 4:38), которые, по кр. мере в отдельные периоды, руководили ими. Через одного из таких «сынов пророческих» (3-я Царств 20:35) Господь говорил с Ахавом; но во многих случаях такое «пророчество», хотя и исходило от изливавшегося на П. Духа Божьего, видимо, все же не бьио прямым и ясным (1-я Царств 10:10; 1-я Царств 19:20-24);

4) подобных П. собирал Ахав (3-я Царств 22:6; ср. 3-я Царств 22:22, где эти П. названы «его пророками»), а позднее они нередко упоминаются наряду со священниками как профессиональные П. при святилище (Исаия 28:7; Иеремия 6:13; Иеремия 8:1; Иеремия 14:18; Иеремия 23:11). Они пророчествовали за плату (Михей 3:5:11), что в народе обычно считалось делом естественным (1-я Царств 9:7; 3-я Царств 13:7; 4-я Царств 8:8),но против подобной деятельности восставали П. Господа. Истинные Божьи П., напр. Амос (Амос 7:14) и Михей (Михей 3:5-8), решит. отмежевывались от профессиональных П., которые, со своей стороны, были злейшими врагами Божьих П., и в часта, пр. Иеремии (Иеремия 18:18). Если истинные П. Господа были зависимы только от Бога, то лжепророки, заботясь о своем благополучии, возвещали лишь то, что хотела слышать толпа (Иеремия 5:31). Они активно вмешивались в политику (Иеремия 6:14; Иеремия 8:11; Иезекииль 13:10:16), внушая народу ложные надежды (Иеремия 14:13-16; Иеремия 23:17:25-27:32; Иеремия 27:10:14; Иезекииль 13). Они не были посланы Богом (Иеремия 23:21), и хотя этих П. посещали видения и сны, их пророчества все же были ложными (Иеремия 14:14; Иеремия 23:25-27; Иезекииль 13:6; Иезекииль 22:28); именно поэтому их постиг Божий суд (Иеремия 23:30-32; Михей 3:6). Однако иногда Бог использовал лжепророков, чтобы с их помощью ослепить царя и народ, вставших на путь непослушания (3-я Царств 22:22); 5) суть пророч. служения легче всего понять на примере тех П., чьи пророчества дошли до нас в письм. виде. Знаменат., что в начале пророч. служения каждого П. стоит его призвание Богом и получение от Него пророч. силы (Исаия 6; Иеремия 1; Иезекииль 1, Иезекииль 2, Иезекииль 3; Амос 7:15; Иона 1:1); Бог также дает П. опред. поручение. Призвания, которые очень разнятся между собой, помогают понять весть, сообщаемую каждым из П. С момента призвания П. становился «рабом Божиим» (Иеремия 7:25);

Сам Бог направлял и наставлял его во всем, в т.ч. и в вопросах личной жизни. Так, Он предписал Осии и Исаии вступить в брак, дал имена их детям (Осия 1; Исаия 8:1-4). Если полученное от Бога поручение противоречило собств. устремлениям П., это могло вызвать в его душе острый внутр. конфликт (Иеремия 20:7; Осия 1). Для народа Израиля П. – это полномочный посланник Бога. Поскольку служение П. – это служение стража (Иезекииль 3:17; Иезекииль 33:7), а его слово – это предостережение от греха, обличение греха (Исаия 1:2; Иеремия 7; Осия 4:1) и возвещение суда (Исаия 5:1; Амос 2:4), то он оказывается во многом противопоставленным своему народу, а потому- одиноким (Иеремия 1:17). В результате П. живет в страшном напряжении, оказавшись между Божьим поручением и всем тем, что связывает его с его народом. Такое положение посредника характеризует сущность служения П. Оно близко к служению священника, но никогда не было и не должно было быть офиц. должностью, – а когда это происходило, мельчало и скатывалось к ложному пророчеству. Всякий раз в особо сложные ист. периоды Бог воздвигал для Своего народа нового П.

III. ПРОРОЧЕСКОЕ СЛОВО В ВЗ:

1) слова П. всегда строго связаны с теми историч. моментами, в контексте которых они произносятся (см. Агг). Это нисколько не умаляет их актуальности для нашего времени, но не позволяет утверждать, что все П. возвещали одну и ту же весть. Каждый П. должен передать людям врученное ему Богом особое послание. Тем не менее существует несколько центральных понятий, вокруг которых кристаллизуется пророч. слово;

2) дабы указать на имеющиеся у них полномочия говорить от имени Бога, П. нередко начинали свою речь словами «так говорит Господь» еяр.неум яхве, «речение Яхве»; Исаия 1:24;Иеремия 29 идр.;

3) во многих случаях весть П. – это призыв к ⇒ обращению от греха и к послушанию Богу (Иезекииль 3:19). С призывом к обращению связана и угроза суда. Только послушание и обращение позволяют Израилю избежать Божьего гнева. Орудием суда Божьего могут быть язычники: ассирийцы, вавилоняне или соседние с Израилем народы (Исаия 7:1; Исаия 9:8; Иеремия 21:4; Иеремия 28). Ист. катастрофы – это не что иное, как исполнение Божьего суда над Его народом. Задача П. состоит в том, чтобы раскрыть духовную сторону этих событий (Иеремия 27:12; ср., однако, Исаия 44Исаия 45:7);

4) пророч. слово обращено к будущему. Оно всегда говорит о Божьих деяниях, совершаемых Господом для Его народа и через Его народ. Несмотря на грехи людей. Бог хранит верность Своему народу и избавляет его от греха Своим новым творением. Поэтому в пророч. речах все более явственное звучание приобретает весть о Том, Кто положит новое начало всему, о Мессии (⇒ Остаток; ср. ниже, 111,8). Так П. становятся живым доказат-вом верности Бога и предвестниками событий, связанных с приходом Мессии;

5) Божье послание может быть передано по-разному: через краткий призыв, через песнь (Исаия 5:1) или произнесенную речь (Иеремия 7:1); слово Бога может быть передано прямо (Амос 7:16; Аггей 2:2) или через символич. действие (Исаия 20; Иеремия 28; Иеремия 32). Нередко П. получают Божье откровение в видениях, но чаще передаваемая Богом весть излагается после вступит, слов П.: «И было ко мне слово Господа...»; сведений же о способе восприятия откровения в Библии нет (⇒ Пророчество, II). Письм. изложение всегда вторично (Иеремия 36), оно лишь «протоколирует» действия пророка;

6) в.пророч. слове явной становится и «всеобщность» Бога. Слово П. обращено не только к народу Израиля, это может быть и послание к другим народам, возвещающее порой Божий суд. Божьи деяния не ограничиваются Израилем, но все они в конечном счете совершаются ради него;

7) пророч. слово требует от людей веры и вынуждает их к принятию решения. Это явствует из противопоставления лжепророков и П. истинных (Иеремия 28). Нет внешних признаков, по которым можно отличить верное слово от ложного. Верное пророчество подтверждается исполнением (Иеремия 28:9), а ложное раскрывается разоблачением (Второзаконие 18:22);

8) пророч. слово, независимо от времени, когда оно было сказано, указывает на Божье новое начало, на Иисуса Христа (Исаия 9:6; Исаия 11:1; Исаия 53; Иеремия 23:5; Захария 9:9). Т.о., так или иначе все П. говорили об одном – о Божьем Новом Завете (Иеремия 32:32).

IV. НЗ И ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОКИ. НЗ видит в Иисусе окончат, исполнение пророч. слова, завершение Божьего откровения, для передачи которого и призваны П. (К Евреям 1:1). Евангелисты расценивали события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, как исполнение слов П. (От Матфея 2:5; От Матфея 3:3; От Матфея 21:4; К Римлянам 14:9-11). В 1-е Петра 1:10-12 новозаветный взгляд на П. представлен наиб. полно. Иисус предстает здесь как некогда сокровенная, а теперь явленная миру Личность, о Которой провозвещали все П.

V. ПРОРОКИ В НЗ. Пророч. служение существует и в НЗ. Как церк. служители, новозаветные П. упоминаются сразу вслед за апостолами 1-е Коринфянам 12:28; К Ефесянам 4:11), вместе с к-ры-ми (ср. 1-е Коринфянам 14:37; 2-е Петра 3:2) они составляют основу Церкви (К Ефесянам 2:20; К Ефесянам 3:5). Как в ВЗ слово П. служило дополнением к Закону (4-я Царств 17:13), так и в НЗ учение апостолов (Деяния 2:42; ср. ⇒Евангелие от Матфея, 1,2) дополняется посылаемым через П. откровением Божьей воли, которое касается либо данного момента (Деяния 21:10-14), либо будущих событий (Деяния 11:28). Целью пророч. служения всегда было укрепление Церкви (Деяния 15:32), достижение ею совершенства (К Ефесянам 4:11-16).